– Танкисты пришли, они тут рядом стоят в лесу, познакомиться хотят... Занятные парни. Особенно капитан один. «Это, – говорит, – вы своих крокодилов рядом с озером посадили? Они у вас как, только с виду такие страшные или и кусаться умеют?»
Увидев Елисеева, танкисты, человек пять, вскочили с поваленного бревна, вытянулись.
– Товарищ подполковник, делегация гвардейского танкового батальона приветствует представителей винтокрылой авиации... – Высокий светлоусый капитан лихо отбросил правую ладонь от шлема.
– Завтра вместе в бой, так, что ли.
– Вы в небе, товарищ подполковник, вам легче, простору больше.
«Знал бы он, – подумал Елисеев, – что такое военное небо, где пространство для маневра ограничено считанными метрами – сверху давит сверхзвуковая авиация, слева и справа свои собственные вертолеты, а внизу вот она – земля, чуть отдай ручку и зацепишься».
Он не стал объяснять это танкисту, только заметил, что у каждого свои проблемы.
– А насчет умения кусаться завтра поглядим, а?
– Шутка, товарищ подполковник, я свою роту под прикрытием вертолетов не в первую атаку поведу. Отлично работаете.
Они познакомились. Танковая рота капитана Калюжного пойдет на острие наступления, следом за артподготовкой. В подразделениях только что прошли комсомольские собрания, разговор велся о завтрашнем бое. Ребята настроены воевать на «отлично». Но не все зависит от самих танкистов, как еще сработает артиллерия, авиация, вертолеты огневой поддержки? Как? Елисеев мог бы ответить капитану, что его эскадрилья напряженно занимается боевой учебой, что летчики тщательно отрабатывали маневр за маневром, что сделано и предусмотрено, казалось бы, все. Мог бы, но промолчал. Бой есть бой. Невозможно предусмотреть бесчисленное множество внезапных обстоятельств, которые возникают в бою непрерывно.
Подполковник встал, улыбнулся.
– Ты лучше скажи нам, Калюжный, как ты относишься к яблокам?
– А что? Едим.
– Покажи-ка. Пушков, танкистам, где тут яблоки растут, самые красные.
Обстановка: «Северные» в ходе наступления отражали контратаки «южных» и на ряде участков прорвали тактическую зону обороны противника...
Сорванные с земли вихрями вращающихся лопастей клочья сухой травы метались по аэродрому. Тело вертолета дрожало, готовое взметнуться в небо. Справа, слева, впереди нас ревели стартующие машины эскадрильи. В их облике и вправду виделось что-то хищное, нет, не крокодилье, а скорее щучье, тяжелые носы-пасти, задранный короткий хвост, крылья-плавники, сходство дополняли и серо-зеленые разводы камуфляжа на бронированной кабине.
Вертолеты огневой поддержки. Они не так уж давно заняли свое место в боевых порядках отечественной винтокрылой авиации. Но заняли прочно, быстро перейдя из разряда новинок военной техники в рабочий инструмент современного боя. Защищенная прочной броней, эта машина с убирающимися шасси удивительно послушна в воздухе и маневренна. Два двигателя позволяют ей развивать высокие скорости, быстро менять режимы полета. Среди летчиков эскадрильи немало мастеров, которые выполняют на вертолете сложные фигуры высшего пилотажа. Надежные системы бортового контроля предохраняют экипаж от любого рода неожиданностей. Кабина полностью герметизирована, воздух подается через кондиционер. Панели управления в кабинах расположены с учетом максимального удобства, так же как и в истребителях. Вертолет может использоваться в санитарном и транспортном вариантах...
И все же это боевой вертолет, и главная его задача – подавление огнем наземных целей противника. Это одна из наиболее вооруженных, наиболее мощных в огневом отношении машин в винтокрылой авиации. Кроме пулеметов, она несет под крыльями пакеты с реактивными снарядами, мощные ракеты. Таковы далеко не полные характеристики машины, в которой высокая огневая мощь сочетается с маневренностью. Можно еще добавить, что в кругу летчиков, пилотирующих даже самые современные сверхзвуковые машины, этот вертолет пользуется немалым авторитетом. А уж они знают что к чему.
Взлетаем парами с небольшим интервалом. Мы так и пойдем сейчас в атаку – пара за парой. Впереди вертолет с бортовым номером 01, его ведет Елисеев, мы же летим с экипажем капитана Юрия Маевского. Задача эскадрильи – расчистить дорогу нашим танкистам, подавив оборону переднего края «южных». До нас там уже поработали реактивная артиллерия, бомбардировочная авиация, но, как сообщила разведка, цели поражены не все.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С композитором Алексеем Мажуковым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков