В истории русского искусства конца прошлого и начала нынешнего века Илья Ефимович Репин, бесспорно, выделяется как великий национальный художник. Это гордость русской живописи. Он не только прославил родное искусство, но и вписал свое имя в историю мирового изобразительного творчества.
Талант Репина принадлежал к тому виду дарований, которым, как говорится, «все нипочем». В нем бурлила широкая народная сила, поражающая мощным размахом. Его творчество было неразрывно связано с жизнью страны, с борьбой за раскрепощение России от пут самодержавия. Своими произведениями художник активно помогал революционному движению, способствовал приближению дня свободы и счастья народа.
Глубокая и волнующая общественная содержательность его творений связала Репина с передовым демократическим направлением русской живописи той эпохи. Он принадлежал к передвижникам, на знамени которых было написано: искусство для народа, идейность и высокая форма творчества.
Передовые общественные запросы находили отклик в самых разнообразных формах репинского искусства. Блестящие исторические полотна чередовались у Репина с вдохновенными композициями на бытовые и социальные темы, многочисленными портретами, пейзажами. Это был крупнейший мастер не только масляной живописи, но и рисунка, акварели.
Черпая темы и сюжеты в глубинах народной жизни, в прошлом и настоящем русской истории, этот сын военного поселянина, выходец из народных низов широко отразил в своих произведениях современную ему действительность. Обобщая жизнь эпохи, он вводил в свои картины и портреты все классы и сословия. Перед зрителем встает целая эпопея тогдашней русской действительности, которую можно уподобить лучшим романам и повестям нашей литературы. И недаром Чехов отводил Репину одно из первых мест после Льва Толстого.
В картинах Релина - и крестьяне, и купцы, и интеллигенты, и революционеры, и представители религии, и сановники. Наиболее ярко и проникновенно русская жизнь нашла свое отражение в «Бурлаках на Волге», «Крестном ходе в Курской губернии», «Не ждали». Показывая бесправное положение народных масс в царской России, Репин был далек от народнического жаления и страдальчества и с особенной привлекательностью и одухотворенностью изображал простых тружеников, трудовую интеллигенцию. Большое значение в его творчестве имеет цикл картин, посвященных деятелям революционного движения. Среди них «Арест пропагандиста», «Под конвоем» и другие.
В русскую историческую живопись Репин вошел как прославленный автор картин «Царевна Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Иван Грозный и сын его Иван». Подобно другому великому русскому живописцу, Сурикову, Репин передавал исторические события во всей их полноте.
Исторические картины Репина, так же как и его жанровые произведения, потрясают остротой драматического напряжения. Репин - великий мастер передачи психологии человека. В этом отношении особенного внимания заслуживает изображение головы Ивана Грозного. Это - шедевр, равный которому трудно найти. Сложные переживания царя Ивана выражены Репиным с непостижимо прекрасной художественной силой.
По психологической выразительности я высоко ценю небольшую по размеру «Дуэль». Она трогает меня особым трепетом, который вызывает образ раненого офицера. Но, конечно, наиболее мощно мастерство Репина изображать лица в движении проявилось в «Запорожцах». Для меня эта картина - громадный, широко звучащий оркестр.
Как великий живописец Репин исключительно ярко проявил себя в портретном искусстве. Если бы им не было написано ни одной картины, его портреты дали бы ему право на бессмертие в живописи.
Портрет - труднейший вид изобразительного творчества. Не многие художники владеют им в совершенстве. Репин обладал этим редкостным даром в высшей степени: он «схватывал» натуру за три - четыре сеанса. Всего художником было написано более трехсот портретов. Это колоссальная цифра для живописного искусства.
По силе типичности у Репина выделяются прежде всего портреты с обобщенным названием - «Протодьякон», «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом». Это портреты - типы, портреты - картины.
Великолепно рассказал об этой стороне творчества Репина Стасов, когда давал характеристику «Протодьякона»:
«Мне кажется, кисть не ходила, а прыгала тигровыми скачками по полотну. Все это было начато и кончено в немного часов, словно какой - то демон водил его рукой. Эти брови, тонкими пиявками поднявшиеся врозь от переносья вверх по лбу, эти глаза, пробуравленные в лице и оттуда глядящие гвоздями, эти пылающие щеки и нос башмаком, свидетельствующие о десятках лет, проведенных по - варлаамовски, эта всклокоченная седина, эта рука подушкой, улегшаяся толстыми распущенными пальцами по животу и груди, другая рука, торжественно выставившаяся с крепко охваченным посохом, как скипетром, старая, продырявленная, потертая бархатная шапочка на голове, ветхая ряса на тучном теле - какой все это вместе могучий, характерный тип, какая мощная, глубокая картина».
Исключительно важное общественное значение Репина как портретиста сказалось в создании им портретной галереи выдающихся деятелей русской литературы, искусства, науки, передовых представителей общественной и государственной жизни. Эти портреты украшают репинские залы в Третьяковской галерее и Русском музее в Ленинграде.
Репин умел «загораться» портретной моделью и доискивался глубин душевной жизни человека. Он умел волнующе выразить интеллектуальное, любовался проявлением артистизма натуры, высоким умом человека, самобытными чертами характера.
Сильные характеристики даны Репиным в портрете хирурга Пирогова, поражающем тонкой живописной лепкой, в портретах критика Стасова, писателя Писемского, поэта Фофанова. Как никто в нашем искусстве, многогранно увековечил Репин гения русской литературы Льва Толстого, который показан художником во всем величии своего духовного облика. Выделяются также портреты русских композиторов Мусоргского, Антона Рубинштейна, актрисы Стрепетовой и членов семьи художника.
Двадцатипятилетие со дня смерти Репина - большая дата в истории русского искусства. Особенное значение она имеет для советских художников. Имя Репина для нас всегда являлось и является знаменем идейного реализма. Обращение к репинским традициям всегда поднимало и поднимает нашу живопись на новую ступень. Нас волнуют глубина творческой страсти Репина, самоотверженность и дисциплина его труда. Мы учимся у Репина мастерству, жизненности и правде.
Мысли, которые обращал Репин к художникам своего времени, являются его заветом и нам:
«Наша задача - содержание.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.