Творчество Репина - живописца неотделимо от деятельности его в области графини. Рисунок был для Репина не только средством разработки композиционных задач, собирания подготовительного материала для жанровых или исторических картин, но и самостоятельным видом искусства. Поэтому в репинском графическом наследии мы находим и акварели, и композиционные наброски, этюды и эскизы, служившие художнику подспорьем в его работе над картинами, и, наконец, беглые заметки, сделанные Репиным карандашом в своем альбоме, бывшем постоянным спутником художника.
Среди этих произведений немалый интерес представляют эскизы к будущим картинам. Таковы, например, рисунки к картине «Арест пропагандиста», выполненные в 1879 году. В них Репин повествует о трагической судьбе революционера - народника, арестованного в деревне, не понятого крестьянами, но не сломленного духом. Черты лица пропагандиста представляют нам человека решительного, мужественного, готового отдать свою жизнь великому делу борьбы за освобождение народа. В двух рисунках, посвященных этой теме, Репин по - разному решает композицию, по - разному строит конфликт, используя различные графические приемы. На одном мы видим привязанного к столбу в окружении крестьян революционера. Темные пятна, контрасты света и тени усиливают драматическое напряжение сцены. Другой рисунок более прост и спокоен. Видно, как, возвращаясь к одному и тому же сюжету, мастер ищет наиболее яркого выражения своей мысли.
Рядом с рисунками к «Аресту пропагандиста», с эскизами и этюдами к картинам «Отказ от исповеди», «Не ждали», посвященным революционным деятелям, Репин разрабатывает и другие сюжеты, в которых главное место отведено народу. В 1878 году им создается первый карандашный набросок к картине «Запорожцы». В нем мы находим стремление художника передать свободолюбие народа, его оптимизм. Типы героев рисунка разнообразны; каждый из них по - своему выражает чувство торжества над врагом.
Поразительно богатство средств художественной выразительности, которые использует Репин в рисунке акварелью, карандашом или углем. Он умеет с помощью линий, не прибегая и другим приемам, передать объем тел и предметов; легкой растушевкой, еле уловимыми следами карандаша дает почувствовать воздух, пространство.
Некоторые рисунки художника по силе своей выразительности, по цельности и завершенности не уступают его живописным произведениям. В качестве примера можно привести портрет итальянской драматической актрисы Элеоноры Дузе. Репин умело использует чистые, прозрачные краски, достигая тончайших оттенков, еле заметных переходов цвета.
В акварельном портрете великого русского ученого Д. И. Менделеева сильные цветовые контрасты красной мантии и синих отворотов сочетаются с тонкими переходами цветов, которыми окрашены окружающие ученого предметы.
Чрезвычайно красивы по цвету такие акварельные произведения, как «Кухарка», «Женский портрет» 1892 года и другие.
Большое разнообразие мы находим и в рисунках карандашом. Здесь и портреты, и пейзажи, и изображения жанровых сценок. Острый глаз художника, его чуткое восприятие жизни сделали эти рисунки ценными художественными произведениями. Сколько, например, выразительности в беглом наброске. «Девочка Ада»! Девочка сидит, сложив руки на коленях, потупив взор. Репина привлекает детская наивность и чистота, та искренняя серьезность, которая тонко подмечена художником.
В рисунке «Казак», который Репин сделал во время путешествия по Запорожью, где он собирал материал для картины «Запорожцы», характер человека раскрыт во всем его богатстве. Сдержанность казака, его спокойная уверенность в себе и гордая, благородная осанка создают образ большой красоты и обаяния. Линии рисунка четки; легкая растушевка создает впечатление объема; безошибочно передана сила каждого тона.
Многочисленные рисунки Репина свидетельствуют о том, как много сил отдавал художник постоянному совершенствованию своего мастерства, с каким упорством и настойчивостью добивался он решения поставленной. перед собой задачи, каким сложным и трудным был путь художника от первого замысла картины к окончательному ее варианту.
В настоящем номере журнала «Смена» публикуется несколько малоизвестных рисунков Репина. Они дадут читателю представление о блестящем мастерстве художника в области графического искусства.
И в автопортрете, воссоздающем облик Репина в период наивысшего подъема его искусства, и в зарисовке крестьянских детей, исполненной с натуры, и в портрете сказителя былин Щеголенка, и в сочиненной художником сценке «В поле» - везде мы найдем черты подлинной жизненности, правдивости, великой художественной простаты.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.