ВУЗ инженеров здоровья

Н Северяк| опубликовано в номере №102, май 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Голубые майки

ГОРОХОВСКАЯ, 20. За садом полукругом тянется старинное здание, опоясанное колоннадой. Над входом дата постройки: «1793 под» и наверху двуглавый орел. Когда - то здесь были апартаменты графов Разумовских, а потом разные «богоугодные» заведения и совсем недавно - институт благородных девиц. Но теперь в этом здании, которое с успехом могло бы позировать в исторических кино - фильмах, вроде «Ледяного дома», сквозь «пыль веков» проросла новая жизнь...

«В Спарте все внимание сосредоточивалось на физическом развитии граждан, на закаливании и развитии ловкости, находчивости и дисциплины». Так говорится в энциклопедии о спартанском государстве, выросшем в боях после разрушения Трои в Древней Греции. Институт физкультуры вырос тоже после боев на месте разрушенных графских владений.

Кино – глазом по институту

Через несколько минут я прогуливался по коридору, вчитываясь в таблички на выходивших в него дверях.

«Зал гимнастики», «зал ритма», метания, прыжка, «зал фехтования» и одна за другой лаборатории и научные кабинеты. Из залы слышались: команды, шорох движений и музыка...

Контрабандным путем через склад учебных пособий, где были сложены лыжи, футбольные мячи, рапиры, даже крокет, серсо и другие принадлежности физкультурной жизни, проникаю в зал.

Там под звуки пианино, в красивом ритме вольных движений, занималась мужская группа. Оказалось, шла подготовка к зачету. Руководит студент. Преподаватель в стороне, изредка подает реплики.

После вольных движений - упражнения по равновесию на высоте и на уменьшенной плоскости опоры. На расстоянии 2 - 3 метров от земли на поднятых брусьях спокойно балансирует синяя майка. За ним другой, третий... Один в серой фуфайке качается, машет руками, как гусь крыльями, но красный и потный доходит до конца брусьев, не сорвавшись с них. Затем упражнения по группам на аппаратах: турник, брусья, трамплин.

Перебираюсь в другой зал. Там, точно рыцари, закованные в латы и в масках «противники» салютовали друг другу перед боем, скрещивая рапиры. Не было только принцесс и традиционного вызова - бросания перчаток. И этот театральный археологический спорт, оказывается, необходим, как переходная стадия к военному фехтованию.

Из зала фехтования попадаю в анатомический кабинет. Скелет, череп и на стенках плакат:

Откуда наш род, чем был человек и что есть - учат кости.

На мой вопрос об объеме теоретических курсов бывшая в кабинете и заметившая мое невольное удивление всеми этими предметами студентка сказала:

- Вы не смотрите, что у нас не так богато пособиями, мы ведь практически отрабатываем в анатомическом музее при университете.

В одном из следующих зал меня ошарашил веселый гомон. Неожиданно я увидел детей, игравших в пятнашки... Я, как и эти, весело забавляющиеся детишки, не знал, что стоящие у стенок врачи - педагоги внимательно следят и изучают их игру. Кончились игры, убежали дети, а врачи уходят в кабинет и там записывают свои наблюдения.

В физиологической лаборатории профессор, знакомя меня со всевозможными приборами и аппаратами, говорил:

- Мы занимаемся, главным образом, исследованием дыхания, газообмена, химическим изменением крови и мочи. Физкультурник должен быть под строжайшим контролем научных наблюдений.

В кабинете у врача сезонный, весенний осмотр. Доктор, осматривая парня, прощупывает границы сердца. От сердца переходит к обследованию давления крови. На руку одевается аппарат, и доктор тщательно выслушивает. После этого он несколькими словами перекинулся со мной...

- Осенью и весной большая разница в организмах. Теперь больше утомляемости, но это не такое массовое явление, как в других вузах. Интересно проследить здоровье студентов по курсам. На первом курсе студенты определенно поправляются, на втором - в их здоровья наблюдается ухудшение, а на последних двух, организм снова крепнет и вырабатывает особую сопротивляемость. Второй курс - переходный период и в то же время наиболее перегружен предметами.

«Девичьи» комнаты

На двери написано:... Банные, трамвайные, театральные, кино... А выше и крупнее надпись: «Исполбюро». Девушка, подбегает к диаграммам и, показывая мне, считает: гос, хоз, проф. - стипендиатов, но все - таки из четырехсот студентов больше, чем полторы сотни, остаются безработными. А отсюда и жизнь «не совсем» идеальная. Только четвертая часть обедает за 40 - 50, а остальные в МСПО: щи, котлеты за три гривенника, хочешь ешь, хочешь выплюни, а на завтрак и ужин кипяток с булкой. Понятно, при таком питании и колоссальной нагрузке, достигающей 5,5 тыс. часов в год, до 4 курса дотягивается только 20 - 30% из общего числа поступивших на 1 курс.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дитя солнца

Наша житница хлопка

Люди в горах

Пешком по Кавказу