Вторая жизнь «Механика Герасимова»

А Синельников| опубликовано в номере №733, декабрь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пароход доживал свой век. Сорок семь лет он бороздил моря и снискал себе славу добросовестного работяги, «ветерана сухогрузного флота». Когда - то он был лесовозом. После второй мировой войны ощущалась острая нужда в грузовых судах, и его переоборудовали: сделали трюмы и жилые помещения для команды, возвели среднюю палубную надстройку. Пароход начал вторую жизнь.

Старой, нетронутой оставалась у него только труба. И когда нынешней осенью я усомнился, смогу ли разыскать это судно среди множества пароходов, теплоходов и дизель - электроходов, стоящих на Одесском рейде, комсорг Иван Филюк сказал:

- Найдете! У нас самая большая труба на Черном море...

В портах так и узнавали пароход - по трубе. Завидев ее на горизонте, грузчики торопили друг друга:

- Готовься, ребята! «Механик Герасимов» идет. Его побыстрей разгрузить надо...

На всем побережье от Одессы до Батуми знают молодежную команду этого парохода, знают, что она не любит задерживаться у причалов и всегда производит погрузку я выгрузку в самые сжатые сроки. В послевоенные годы молодежный экипаж «Механика Герасимова» из рейса в рейс перекрывал задания.

Но время делало свое. Постепенно изнашивалась машина, механизмы, бортовая обшивка. Одним словом, «старик» требовал серьезного ремонта. Но в пароходстве решили, что судно пора списывать в расход. И когда «Механик Герасимов» пришел в Новороссийск, ревизоры, осмотрев его, безапелляционно заявили:

- В море мы вас больше не выпустим!

Но экипаж не мог примириться с этим: ведь пароход носил имя отважного моряка - коммуниста Дмитрия Михайловича Герасимова, который геройски погиб, защищая любимую Одессу.

- Мы знаем, что лучшей памятью славному моряку будут наши трудовые успехи, - сказал комсорг на комсомольском собрании. - Так давайте же приложим все силы к тому, чтобы отстоять нашего «старика». Докажем, что он может еще принести немалую пользу Родине.

Это предложение было встречено с энтузиазмом.

Капитан Анатолий Николаевич Детилот от имени команды попросил в пароходстве разрешения сделать хотя бы беглый ремонт, чтобы закончить летнюю навигацию. С большим трудом, но согласие все же было получено.

Весть об этом вызвала в коллективе небывалый подъем. На судне закипела работа. Каждый старался сделать что - нибудь полезное. Машина была в таком состоянии, что даже на беглый ремонт коллективу пришлось затратить немалый труд. Люди часто отказывались от отдыха, недосыпали. Нередко молодым кочегарам и матросам приходилось выполнять сложные слесарные работы. Было трудно, не хватало специальных знаний, и тогда на помощь молодежи приходили более опытные товарищи, механики. И вот, наконец, ремонт был закончен. Об этом узнало пароходство, и через некоторое время из Одессы в Новороссийск пришла радиограмма. В ней сообщалось, что впервые после войны открывается регулярная грузовая линия Одесса - Батуми и что честь открыть ее предоставляется молодежному экипажу «Механика Герасимова».

В пути моряки решили развернуть соревнование между машинным отделением и палубной командой, между вахтами кочегаров и машинистов. Когда возвращались в родной порт, команд уже произвела первые расчеты возможности повысить технико - экономические показатели своей работы. При этом никаких скидок на «преклонный возраст» судна не делали.

Тон задавали кочегары. Впрочем, ничего удивительного в этом не было: машина на судне паровая, и в конечном счете все зависит от того, насколько удастся повысить давление пара. Предельное давление тринадцать атмосфер, а больше одиннадцати - двенадцати никогда еще здесь не давали.

И опять на судне наступили горячие дни. Как и раньше, в работу включились все. Каждый стремился скорее ликвидировать недоделки, оставшиеся после первого ремонта машины.

И скоро наступил день, когда моряки радостно говорили друг другу: «Есть тринадцать атмосфер!» Пароход теперь проходил на семь - восемь миль больше.

Разумеется, этот трудовой накал команды не замедлил сказаться на плане перевозок - он неизменно перевыполнялся. Теперь открывалась возможность принимать на борт больше груза - не тысячу сто, а тысячу четыреста - тысячу пятьсот тонн. Нельзя, однако, сказать, что это новое начинание комсомольцев - моряков приняли в портах с энтузиазмом. У портовиков были свои расчеты, свои нормы. Здесь находились еще такие косные люди, которые, цепляясь за старое, неохотно соглашались вносить какие бы то ни было поправки в давно установившиеся каноны. А между тем «Механик Герасимов» стал не только досрочно прибывать в порты, но и доставлять гораздо больше грузов, чем было предусмотрено планом. По этой вполне понятной причине задерживалась разгрузка. И тогда моряки вызвали на соревнование портовиков.

Начали с Новороссийска. Из Туапсе послали радиограмму: «Идем к вам. Предлагаем вступить с нами в социалистическое соревнование». Из Новороссийского порта ответили кратко: «Добро. Вызов принимаем». В этом рейсе «Механика Герасимова» на сутки задержали в Батуми. Когда судно пришвартовалось в Ялтинском порту, грузчики там уже были заняты другой работой. Положение оказалось крайне трудным. И экипаж «Механика Герасимова» по инициативе комсомольской организации своими силами выгрузил на берег триста тонн черепицы. После того как пароход ушел в. Севастополь, вдогонку ему полетела радиограмма: «Коллектив Ялтинского порта выражает благодарность экипажу судна за помощь, оказанную нам в разгрузке».

В навигации нынешнего года находчивость и инициатива экипажа позволили сэкономить много часов на стоянках и сберечь немало государственных средств. А не так давно, курсируя на регулярной грузовой линии, герасимовцы придумали еще одно новшество: если при входе в порт встречающий буксир задерживается, не ждать его, а швартоваться самим. В Керченском проливе суда обычно не ходят без лоцмана, а «Механик Герасимов», чтобы сэкономить время, отказался от лоцманских услуг. Судно повел сам капитан.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены