И в юношеских размышлениях Маркса и Чернышевского и в практическом осуществлении их ранней мечты есть одна общая черта: эти люди мыслили свои путь как путь освобождения человечества.
Невольно вспоминается тут одно глубокое замечание Гегеля: «Великие люди в истории - это те, чьи личные, частные цели заключают в себе субстанциальное, являющееся волей мирового духа»... Ленин в своих «Философских тетрадях» сделал эту выписку, выделил ее двумя чертами и на полях отметил: «Великие «люди».
У Гегеля содержится здесь зерно истины, которую в переводе с идеалистического языка на марксистский можно было бы выразить примерно так: великий человек в истории - тот, чьи личные, частные цели заключают в себе высшие устремления исторического развития его класса - устремления, совпадающие с интересами всего человечества.
Великие люди - это редкие, исключительные натуры, одаренные от природы гениальностью. Когда человек, не имея для этого никаких данных, начинает вдруг мнить себя гением, пыжится и надувается вроде крыловской лягушки, то нет зрелища, более жалкого и смешного. В 1917 году на русской политической арене подвизался эдакий клоун с жестами а - ля - Наполеон - Керенский, - так большей потехи в истории уже давно не было.
В годы реакции, с 1907 по 1911 год, среди мелкобуржуазной интеллигентской молодежи расплодилось множество непризнанных «гениев». Этому поветрию в сильнейшей мере способствовали политическая и общественная реакция, ходячая эсеровская «мудрость», противопоставляющая «героев» толпе, ницшеанская идеология с ее проповедью «переоценки ценностей» и культом «сверхчеловека». Модные эти идейки получили тогда большое распространение среди мелкобуржуазной интеллигентской молодежи и немало покалечили юношей и девушек. Уже давно не выдавалось более жалкого и никчемного поколения.
Одно дело - мнить себя в пустой фантазии гениями, а другое - практически руководствоваться высокими и благородными образцами жизни великих людей.
Именно так думал и чувствовал Павел Корчагин, герой повести Н. Островского «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая - нибудь трагическая случайность могут прервать ее».
Мы знаем, что это мысли самого Н. Островского. Его собственная героическая жизнь прошла перед нашими глазами. Мог ли комсомолец достойней распорядиться самим собою, чем это сделал наш товарищ Островский? Его доблестный пример будет вечно жить в сердцах советских людей и вдохновлять на подвиги с такой же силой, с какой вдохновлял в свое время революционеров пример жизни Рахметова, героя романа Чернышевского «Что делать?»
«Роман «Что делать?», - вспоминает тов. Г. Димитров, - еще 35 лет тому назад оказал на меня лично, как молодого рабочего, делавшего тогда первые шаги в революционном движении в Болгарии, необычайно глубокое, неотразимое влияние... На протяжении месяцев я буквально жил с героями Чернышевского. Моим любимцем был в особенности Рахметов. Я ставил себе целью быть твердым, выдержанным, неустрашимым, самоотверженным, закалять в борьбе с трудностями и лишениями свою волю и характер, подчинять свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса - одним словом, быть таким, каким представлялся мне этот безупречный герой Чернышевского».
Каковы были результаты этого воспитания и закалки воли, мы хорошо знаем. Когда на Лейпцигском процессе поднялась и покорила весь мир героическим своим величием фигура Димитрова, то незримо здесь присутствовала тень Рахметова.
Горький, которому было глубоко присуще чувство жизненной активности, писал в рассказе «Часы»: «Не жалей себя - это самая гордая, самая красивая мудрость на земле». «Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».
История русского народа знает целые фаланги людей, избравших высшую, величественную форму жизни - горение. В условиях проклятого царского режима и зверской эксплуатации труда на этих лучших людей страны наваливались всей своей грузной тяжестью жандарм и предприниматель, душили, беспримерно ускоряли сгорание.
Рабочий класс и его авангард, большевистская партия, открыли ожесточенную войну против угнетателей, против самодержавия и капитализма, организовали победу Великой Октябрьской социалистической революции.
Трудящиеся Советского Союза под руководством партии Ленина - Сталина построили социалистическое общество.
Та «лучшая доля», о которой думал свою думу великан - народ, тот счастливый отрой жизни, который нежно лелеяли в своих сокровеннейших мечтах передовые русские умы, стал явью наших дней. Недаром так быстро сгорали благородные сердца, недаром лилась кровь героев - революционеров в борьбе с крепостничеством и царизмом, с толстосумами и наемниками капитала, с интервентами и белогвардейской сволочью. Завоеван новый мир. Человек труда освобожден. Перед нашим молодым, вступающим в жизнь новым поколением открываются блистательные перспективы, вольная даль. Возможности труда и дальнейшей борьбы за счастье человечества облегчены. Они благоприятны, как никогда.
Есть у нашей молодежи еще одно прекрасное преимущество, столь бесценное, что как бы высоко мы его ни ценили, все еще будет недостаточно. Это совершенная ясность цели и путей, верно и неоспоримо ведущих к коммунизму. Это самая передовая в истории человечества марксистско - ленинская теория. Это заветы Ленина, неисчерпаемые сокровища его учения. Это - руководство партии Ленина - Сталина, во главе которой стоит величайший в мире человек.
Молодому поколению нашего времени есть у кого учиться благородству мыслей и поступков, есть с кого делать жизнь. Оглядываясь назад, в прошлое, мы видим замечательные образы, пленяющие внутренней своей красотой и силой.
На рубеже двух веков поднялись над миром гиганты мысли, страстные и беззаветные борцы за счастье человечества - Ленин и Сталин.
В эпоху Великой Октябрьской социалистической революции на франтах гражданской войны засияли имена Ворошилова и Буденного, Пархоменко и Лазо, Чапаева и Щорса. Отдали свои прекрасные жизни делу коммунизма Свердлов и Дзержинский, Фрунзе и Киров, Куйбышев и Орджоникидзе.
Высокие и благородные образы великих людей сопутствуют нашим соотечественникам, совершающим на благо общества свои замечательные боевые и трудовые подвиги. С именем Сталина шли в бой и побеждали молодые герои, сражавшиеся с врагами у озера Хасан, на монгольской границе, у маннергеймовских твердынь. Образ Сталина несли в своих сердцах славные зачинатели стахановского движения, отважные завоеватели Северного полюса, крылатые победители трансатлантических перелетов. Самоотверженность, уменье безраздельно отдать все свои силы во славу родины, во славу коммунизма - вот ярчайшая черта героев нашей эпохи.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.