Недавно я получила письмо из Бобруйска от ученицы 9 - го класса Ксении Л. Она пишет:
«... Воображаю, как это приятно стоять перед киноаппаратом, и распевать разные песенки, и знать, что тебя услышат во всех городах и будут тебе хлопать изо всех сил. Я очень завидую вашей чудной, красивой жизни, мне даже кажется, что отдала бы всю свою жизнь, только бы пожить так денечек, как живете вы, Любовь Петровна. Особенно мне нравится наряд, в котором вы танцуете на пушке...»
Откровенно говоря, меня обидело это признание. Обычно почта приносит много теплых, искренних писем от людей, видевших меня на экране. Незнакомые друзья - люди равных возрастов и профессий - интересуются моей работой, высказывают свое мнение о фильмах, об игре актеров, и это всегда воодушевляет, вызывает желание работать лучше. Но приходят и такие письма, которые огорчают так же, как письмо Ксении Л.
Девушку, видите ли, больше всего привлекают в кино наряды, эффектные выходы да аплодисменты, которыми публика награждает актеров. «Красивая жизнь!» У Ксении прямо - таки кружится голова от всего этого «блеска».
Видимо, у какой - то части молодежи существует неправильное представление о труде киноактера... Некоторые считают, что деятельность врача, инженера, агронома, машиниста, зоотехника - это труд, а работа актера - это так называемая «красивая жизнь». Ксении Л. даже не приходит в голову, что киносъемки требуют от режиссера, актеров, операторов большого напряжения.
Обычно фильм состоит из нескольких сотен отдельных маленьких сцен, так называемых кадров. Над каждым из них приходится долго работать. Бывает, что отдельную крохотную сценку, которая лишь промелькнет на экране, репетируют несколько часов. Десятки раз актер повторяет одни и те же движения, одни и те же слова, пока не добьется правдивости и выразительности в своей игре. Даже тогда, когда сцена уже срепетирована, не прекращаются творческие поиски. Один и тот же кадр переснимается кинооператором по 5 - 7 раз.
В картине «Волга - Волга» есть такое место: я плыву по «Московскому морю», ныряю и, всплывая, кричу: «Дайте глоток воды!» Эта сцена несколько раз переснималась. Плавать я умею, а вот нырять до тех пор не пробовала. Что греха таить, я очень боялась уходить под воду. Но приходилось, преодолевая страх и неприятное ощущение, захлебываясь, разучивать эту сцену на воде до тех пор, пока она не удалась. Вообще с «водными» съемками пришлось немало повозиться. Спасибо пловчихе Серафиме Блохиной, она заменила меня, когда надо было прыгать в воду с борта «Севрюги».
Вероятно, обо всей этой будничной работе киноактера Ксения Л. и не подозревает. И уж, конечно, не предполагает она, как долго и упорно трудится актер, создавая образ - героя, как настойчиво ищет он в жизни все то, что помогает ему создать этот образ. Черты характера, привычки, манеры самых различных людей - ничто не должно ускользать от внимания актера. Он должен быть очень наблюдательным.
Когда Борис Чирков получил роль Максима, он пошел работать на завод «Красный выборжец». Непосредственно общаясь со старыми и молодыми рабочими, проводя с ними дни и вечера, он нашел в самой гуще жизни чудесные человеческие черты юного рабочего Максима.
В новом комедийном фильме «Золушка» я играю роль Тани Морозовой, которая ставит рекорд одновременной работы на 150 ткацких станках. Прежде чем начать сниматься, я стала изучать ткацкое дело. Вначале было очень трудно. Помогла мае моя однофамилица - ткачиха - стахановка Варвара Петровна Орлова. Она долго билась, пока научила меня работать на станках различных конструкций. Благодаря Варваре Петровне, ее рассказам о своей жизни и многим полезным советам мне по - настоящему стал понятен и близок образ ткачихи, который я должна раскрыть перед зрителем. Не сразу мне далось это.
И вот, когда после таких упорных стараний, такой настойчивой работы приходишь домой и начинаешь читать письмо, скажем, Гали Г. из Херсона, поневоле становится неприятно.
«Все наши девочки, - пишет Галя Г., - говорят, что я очень похожа на вас. Я тоже очень хорошо пою и умею танцевать очень много танцев. Особенно хорошо получаются у меня чечетки. На нашей танцевальной площадке меня даже называют Марион Диксон. А главное, у меня такие же, как у вас, глаза и такая же улыбка. В общем напишите мне срочно: может из меня что - нибудь выйти? Я давно мечтаю сыграть такую роль, как Марион Диксон. Смогу ли я ее сыграть на кинофабрике Мосфильм? Посылаю вам свое фото, по которому вам станет все ясно».
Нет, Галя, из ваших слов и вашего фото ничего не ясно. По-видимому, у вас, как и у некоторых других юношей и девушек, существует легкомысленное отношение к искусству. Ни хорошенького личика, ни живописных локонов, ми уменья танцевать еще не достаточно, чтобы стать актером. Прежде всего, нужен талант, дарование. Но и таланта одного недостаточно. Долгие годы учились и работали лучшие наши актеры, до того как они стали сниматься в кино.
Зрители хорошо знают и любят киноактрису Тамару Макарову. Она снималась в фильмах «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель».... Макарова в детстве тоже очень хорошо танцевала и пела. Однако она не забросила учебы ради того, чтобы моментально начать сниматься в кино. Она училась в школе, потом 5 лет в киностудии, Только после этого Макарова попала на кинофабрику. Начала она с маленьких ролей и все время терпеливо изучала теорию актерского мастерства, очень много читала, расширяла свой кругозор. Все это помогало ей расти и совершенствоваться. После 12 лет упорного актерского труда Тамара Макарова создала чудесный образ колхозницы Груни в фильме «Учитель».
15 - летним мальчиком Борис Чирков увлекся театром, играл в спектаклях драматического кружка города Нолинска и даже пользовался успехом. Но Чирков отнюдь не возомнил себя актером Он занимался на педагогических курсах, потом преподавал в школах природоведение. Только через несколько лет, твердо убедившись в своем актерском призвании, Чирков поступил в театральный институт. Окончив его, он стал выступать в Ленинградском театре юного зрителя. В кино Чирков пришел уже довольно опытным театральным актером и начал здесь снова с очень маленьких ролей. А вот Галя Г. думает, что, обладая хорошенькими глазками и быстрыми ножками, можно без труда стать актрисой.
Если человек малокультурен, если нет у него общеобразовательной подготовки, то даже при значительном таланте вряд ли выйдет из него хороший актер. Но вот находятся школьники, которые, не научившись еще грамотно писать, воображают, что профессия актера им уже сейчас по плечу. Вот что, например, пишет ученица 6 - го класса Клава И. из Ярославля:
«Мне очинь хочется играть в кино. Но мои родные не хочут этого понять... Помогите мне устроиться в артистки. Я через два месяца заканчиваю шестой класс. Пажаласта напишите мне скорее хватит ли этого, чтобы стать артисткой как вы, или мне еще придется кончать за семилетку. Если это не важно, то я приеду к вам в Москву...»
Убеждена, что Клаве И. никогда не пришло бы в голову послать письмо на какой - нибудь завод с просьбой взять ее немедленно на работу инженера. Почему же она решила, что, не овладев даже грамотой, она может быть актрисой?
Не потому ли, что Клаву И., как и некоторых других моих корреспондентов, прельстила обманчивая легкость профессии киноактера? Не потому ли, что среди нашей молодежи есть еще такие люди, которым не хочется особенно утруждать себя работой, а жизнь актера они ошибочно представляют себе как беззаботное, бездумное, всегда праздничное времяпрепровождение?
Очевидно, есть и такие юноши и девушки, которых обманчиво соблазняет внешний блеск, эффектность работы в искусстве. За этим блеском они не видят основного - большого, всегда напряженного и очень ответственного труда.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.