Вступая в жизнь

И Лежнёв| опубликовано в номере №329-330, май 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодежь, по горло занятая и жарко увлеченная учебой, комсомольской работой, дружбой, спортом, редко оглядывается на пройденный ею в жизни коротенький путь, лишь изредка задумывается о своем будущем. Все вокруг так живо, интересно, увлекательно! И работа горяча, и товарищи милы. Весело нашей юности шагать молодой, пружинистой походкой навстречу жизни - только встречный вольный и славный ветерок ерошит чубы и локоны.

Но бывают дни, когда невольно задерживается шаг и набегает на лица легкое облако задумчивости. Календарный новый год, день рождения или другая приметная дата... Каждая такая зарубка во времени и в памяти заставляет задуматься. Юноши и девушки в такие дни острее чувствуют, что взрослеют, мужают, что открывается новая страница в личной истории. Мысли летят в будущее: «Что принесет мне новый год?» «Как развернется дальше моя жизнь?» Особенно настойчиво думается об этом при окончании средней школы.

В июне нынешнего года многие юноши и девушки нашей страны кончают десятилетку. Они прощаются со школой, с ее стенами, в которых началось сознательное формирование человека, с партами, которые в последний год стали уж как - то малы и тесны для окрупневшего тела. Целое десятилетие росли здесь люди, а теперь переросли рамки школы. Надо распрощаться с преподавателями, отдавшими твоему воспитанию столько старательных забот, любви и сил. Разойдутся пути с товарищами: кто вступит в ряды Красной Армии, кто займет свое место на производстве, в сельском хозяйстве, кто продолжит учебу в высшей школе.

Десятки тысяч молодых людей, представителей новой, советской интеллигенции, прибыли сегодня на шумный узловой пункт. Отсюда, как от крупной железнодорожной станции, бегут колеи в разные стороны по великой нашей социалистической родине. Большой сегодня день, большое событие в жизни молодежи! Надо расставаться с товарищами и друзьями, с которыми так сроднили годы совместной учебы, детских игр, юношеских трудов и увлечений. Надо каждому выбирать свою колею, открывать новую главу в своей биографии, всерьез глянуть в свое будущее...

Недаром в старину удостоверение об окончании средней школы называлось аттестатом зрелости. Владелец аттестата не должен больше ходить на помочах. Он зрелый человек, способный уже на самостоятельные решения, за которые песет полную ответственность и перед обществом и перед самим собой. Еще говаривали в старину: «Каждый сам кузнец своего счастья».

Выбор будущей профессии надо каждому делать на собственный страх и риск, после зрелого размышления и в полном соответствии со своими силами, действительными способностями и естественны... и склонностями натуры. Нет здесь ничего вреднее, как самообольщение, хвастливая переоценка своих возможностей. И нет ничего вреднее, как робость перед будущим, излишне скромная конфузливость, застенчивость, нерешительность, трусоватость, недооценка собственных своих сил. Впоследствии и переоценка и недооценка могут зло отомстить человеку, и горько будет сознание, что какие - то годы потеряны впустую. Не бесконечно много их в запасе, чтобы расточительствовать!

Нашему социалистическому государству нужны молодая энергия людей, просвещенные головы и трудолюбивые руки. Нужны бойцы, специалисты всех родов оружия: пехотинцы, кавалеристы, танкисты, военные моряки, артиллеристы, летчики, пограничники. Во множестве нужны инженеры, химики, техники, судостроители, путейцы, хозяйственники, организаторы. Нужны геологи и агрономы, геодезисты и нефтяники, врачи и учителя, юристы и журналисты. Нужны работники и борцы за коммунизм на всех поприщах жизни. Не знает безработицы Советский Союз - только подавай рабочие руки. Чем более квалифицированы они, тем лучше.

При выборе будущей профессии надо думать, собственно говоря, о двух вещах: о наилучшем применении в будущем твоих творческих сил и о наибольшей пользе, какую ты можешь принести своим трудом обществу.

В своем гимназическом сочинении на тему «Размышления юноши при выборе профессии» Маркс писал:

«...главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не надо думать, что оба эти интереса могут враждебно выступать друг против друга, что один должен уничтожить другой; природа человека устроена так, что он может достичь своего усовершенствования, только работая для совершенства, для блага своих современников.

... Если мы избрали профессию, в которой больше всего можем работать для человечества, то мы не согнемся под тяжестью ее, потому что это - жертва во имя всех людей; тогда мы испытываем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье принадлежит миллионам, наши дела тихо, но постоянно продолжают действовать, а над нашим прахом прольются горячие слезы благородных людей».

Это писал совсем еще юный Маркс свыше ста лет назад. В маленьком орленке, в его не подросших еще крыльях чувствуются мощь, огромная сила будущего полета. Благородное сердце подает весть с ранних лет.

О юношеских размышлениях другого великого деятеля прошлого - Н. Г. Чернышевского - мы узнаем ив его дневниковых записей конца 40 - х годов. В то время, студентом, Чернышевский мечтал об изобретении машины вечного, непрерывного движения - perpetuum mobile. Машина эта, по мысли юноши, должна была раз навсегда освободить человечество от мучительной заботы о куске хлеба. Чернышевский в ту пору еще не знал, что построение такой машины невозможно. Ему казалось, что у него здесь на пути только одна трудность: нет денег для лабораторных опытов.

12 июля 1849 года он отмечал свой день рождения - 21 год. Накануне ночью он записывает в дневнике мысли о будущей деятельности. Юноша Чернышевский мечтает об освобождении крестьян от ига крепостников, о предоставлении политических прав женщинам, о том, чтобы открыть в России как можно больше школ, распространить просвещение.

«...надежды вообще: уничтожение пролетариатства и вообще всякой материальной нужды, - все будут жить по крайней мере как теперь живут люди, получающие в год 15 - 20.000 р. дохода, и это будет осуществлено через мои машины».

Так смотрели в будущее, высказывали заветные пожелания самим себе двое гениальных юношей. Обоих ждал в жизни мучительно трудный путь, и оба не согнулись под тяжестью испытания. Биографии Маркса и Чернышевского достаточно известны нашей учащейся молодежи. Напомню только о постоянной материальной нужде Маркса, о борьбе его с лишениями, о карбункулах, душивших его во время работы над «Капиталом». Мы знаем, что они развиваются на почве плохого питания организма и переутомления.

Все, что писал Маркс, было не только ново, смело, глубоко, оригинально, в лучшем смысле слова: это неизменно бывало каждый раз подлинным открытием. К какой бы области ни прикасался гений Маркса, он совершал в ней настоящий переворот, открывал всюду новые глубины, новые миры. Конечно, Маркс был гениален, Однако дело здесь было не в одной только стихийной гениальности. Чтобы преодолеть в своем мировоззрении Гегеля и всю немецкую классическую философию, Рикардо и всю английскую классическую буржуазную политэкономию, Сен - Симона, Фурье и французский утопический социализм, требовались, кроме гения, еще громада знаний во всех областях науки, энциклопедическое образование.

И Маркс, создавая новые научные ценности, попутно овладевал старыми ценностями, расширял свой круг знаний, пополнял пробелы то тут, то там. Всю жизнь он учился, и за каждым написанным томом стоят целые библиотеки проработанных книг. Да и по количественному охвату Маркс написал колоссально много для одной человеческой жизни. Если можно говорить о героях труда в области науки, то, конечно, одним из величайших в мире героев - тружеников был именно Маркс. Среди этих огромных трудов и тягостных лишений Маркса поддерживали любовь к пролетариату, вера в его творческие силы, сознание, что выкованное для него оружие освободит человечество от чумы эксплуатации и порабощения.

Еще более сурово сложилась жизнь Чернышевского. Начав свою литературную деятельность, он сознавал, что недолго ему удастся пользоваться благами свободы - теми относительными благами и той сомнительной свободой, какими мог располагать подданный царской России при тогдашнем палочном режиме. И Чернышевский торопился сказать самое важное, сделать неотложное. Он редактировал «Современник», проглатывал горы книг и рукописей, неизменно учился он был одним из образованнейших людей России своего времени) и одновременно с этим писал по 7 - 8 печатных листов в месяц. Он успевал в месяц сделать то, что другие люди едва успевали за год. Но посреди своей кипучей деятельности, в расцвете сил, в 35 - летнем возрасте, он был на 20 с лишним лет выключен из жизни.

Сперва - Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Чернышевский не складывает оружия и в самом тюремном каземате: он пишет здесь свой знаменитый роман «Что делать?» и другие произведения. Затем - гражданская казнь, ссылка в Сибирь, Нерчинские рудники, одиночество в течение 12 лет в пустынном Вилюйске, в самых мрачных условиях, какие могло изобрести палаческое воображение царя. И человек не надломился. До конца своих дней он оставался верен своим революционным идеям, великому делу служения народу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены