Десять лет тому назад я пришел из колхоза в Красную Армию. Привыкнуть к новой, необычной обстановке мне сначала было трудно.
С детства я рос без отца. Делал, что хотел, никто меня не останавливал, если я поступал неверно. Я не умел работать по строго определенному плану и правильно сочетать труд с отдыхом. А в армии все часы и минуты были заранее распределены и приходилось подчиняться установленному порядку. Не всегда это было приятно. Например, обедать полагалось в 2 часа дня, а в это время есть мне не хотелось. Я должен был ложиться спать со всеми вместе а 11 часов, тогда как предпочел бы почитать книгу или поиграть на гармошке. Мне надоедало подолгу стоять в строю, а выйти из строя без разрешения нельзя было.
Первое время я не понимал, зачем нужны такие обязательные для всех правила. Я еще не сознавал, что армия - это сложнейший боевой механизм, все части которого должны действовать безотказно. А для того чтобы каждый красноармеец в любых - иногда очень трудных - условиях четко и правильно выполнял порученные ему обязанности, его с первых же дней пребывания в казарме приучают к строжайшей дисциплине.
Дисциплина начинается с мелочен. Некоторые думают, что выполнять приказания командира - уже значит быть дисциплинированным. На самом деле по - настоящему дисциплинирован тот красноармеец, который не только беспрекословно выполняет приказания командиров, но и подчиняет строгому порядку каждый свой шаг, каждый поступок, всегда подобран, всегда аккуратно и опрятно одет.
Возьмем простые примеры. Оторвалась пуговица от шлема, а боец поленился ее пришить. Во время похода поднялся морозный ветер. Шшем у бойца не застегнут, придерживать его руками нельзя - руки заняты оружием. Боец отморозил лицо и выбыл из строя. Если неправильно намотана портянка, красноармеец натрет ногу, начнет отставать, а то и совсем не сможет идти. Ясно, что от такого красноармейца в бою никакой пользы не будет.
Дисциплинированного бойца сразу узнаешь по внешности. Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов как - то сказал:
- Покажите мне, как заправлен боец, и я скажу вам, какая дисциплина в вашей части.
Если боец не следит за собой, если он не побрит, если гимнастерка у него плохо заправлена и сам он ходит как - то вяло, как будто самому себе в тягость, - значит, он не дисциплинирован и плохо подготовлен. У такого бойца и оружие может оказаться неисправным, и в бою он может подвести товарищей.
Боец, приученный к точности и аккуратности во всех мелочах службы, будет четко и правильно выполнять все приказания командиров. А малейшая небрежность при выполнении приказания грозит очень серьезными последствиями.
История войн знает немало примеров, когда невыполнение приказания приводило к жестоким поражениям. Вот, например, что произошло во время русско - японской войны 1904 - 1905 года.
Несколько японских армий осаждали Порт - Артур. Наш 5 - й Сибирский полк оборонял перешеек, соединявший крепость с материком. У японцев было огромное превосходство сил. Они бросили в наступление на 5 - й полк четыре дивизии. Но русские не сдавали своих позиций. Для того чтобы облегчить положение наших войск на этом участке, генерал Куропаткин отправил кавалерийский отряд в рейд по японским тылам. Этим отрядом, в котором было семь с половиной тысяч человек, командовал генерал Мищенко. Он должен был разрушить железную дорогу и мосты, по которым японцы подвозили к фронту пополнения и боеприпасы, и уничтожить военный склад на станции Инкоу. К важнейшему боевому приказу Мищенко отнесся с преступным легкомыслием. Вместо быстрого, молниеносного продвижения в тыл противника Мищенко за трое суток прошел всего 90 километров (скорость передвижения пехоты!). Располагая большими силами, он выслал на железную дорогу всего несколько кавалерийских разъездов, которые кое - где взорвали рельсы и порвали телеграфные провода. Повреждения были настолько ничтожны, что японцы исправили их за шесть часов. Мосты и военный склад в Инкоу остались невредимы. «Черепаший рейд» генерала Мищенко не мог помешать японцам перебросить на фронт подкрепления. Японцы заняли русские позиции и почти целиком уничтожили героически сражавшийся 5 - й Сибирский полк. Неудачные действия генерала Мищенко способствовали сдаче Порт - Артура и проигрышу всей кампании.
Среди командного состава царской армии такое легкомысленное отношение к дисциплине встречалось нередко. Генералы и офицеры требовали от солдат слепого повиновения, а сами зачастую выполняли из приказаний начальников только го, что считали нужным. Подобные случаи приводит комдив Игнатьев в своей книге «Пятьдесят лет в строю». Так например в одном из гвардейских полков был обычай стелить на ночь постель офицеру, дежурившему по полку. Дежурный офицер преспокойно укладывался спать, хотя по уставу это строго запрещалось. Тот же офицер не задумался бы поставить солдата на несколько часов «под винтовку», если бы застал его спящим на посту. Беспощадная строгость к солдатам, всяческие поблажки офицерам - так выглядела дисциплина в царской армии.
Подобное отношение к дисциплине совершенно чуждо командирам Красной Армии. Наши командиры так же требовательны к себе, как и к красноармейцам. В Красной Армии не может быть различных мерок для красноармейцев и командиров.
Дисциплина существует во всех армиях. Но в буржуазной армии дисциплина обезличивает солдата, убивает в нем все лучшие человеческие качества, превращает его в слепого исполнителя воли начальников. А советская дисциплина воспитывает из бойцов Красной Армии политически сознательных, мужественных, беспредельно преданных родине граждан. Дисциплина в Красной Армии неотделима от политического воспитания. Чем сознательнее боец, чем лучше он понимает, во имя чего он служит в рядах Красной Армии и идет в бой, тем он дисциплинированнее. Коммунисты в армии - самые подготовленные бойцы и командиры. Они служат примерам беспартийным товарищам. Недаром красноармейцы считают за особую честь быть принятыми в партию перед боем.
Дисциплина в Красной Армии не подавляет инициативы бойца и командира, а, наоборот, развивает ее. Не просто выполнить приказание, а выполнить его как можно лучше - к этому стремится каждый военнослужащий. А для этого надо уметь оценивать обстановку и действовать так, как в данный момент наиболее целесообразно.
Воинская часть - это крепко сколоченный коллектив. Без дисциплины, которой неуклонно подчиняются все - от рядового бойца до старшего начальника, - часть была бы небоеспособна. «... Войско без дисциплины превращается в сброд», - так четко и точно выразил эту мысль товарищ Сталин.
Насколько велика сила хорошо подготовленной, дисциплинированной, крепко сколоченной части, показали, например, бои на сопке Заозерной в 1938 году.
Я был тогда начальником отряда пограничников. На нас наступали два вражеских полка, и мы, тем не менее в течение десяти часов отбивали их атаки и наносили им большие потери. Чем объясняется наш успех? В первую очередь отличной дисциплиной в отряде.
Перед боем мне не пришлось вести длинных разговоров. Я только сказал: «Каждому надо быть готовым к встрече с противником», - и все уже знали, что это значит. У всех оружие было в полной исправности и готово к бою. Отлично ухаживал за своим станковым пулеметом комсомолец Тараторин, и его пулемет работал безотказно десять часов подряд. За это время раз десять меняли воду, много раз меняли стволы, но пулемет действовал без единого перебоя до тех пор, пока в него не попал вражеский снаряд.
На «отлично» подготовлено было оружие, на «отлично» подготовлены были и люди. Какое огромное мужество и самообладание, какую выносливость надо было проявить Тараторину, чтобы в течение десяти часов стрелять из пулемета под губительным огнем во много раз сильнейшего противника! На это способен только высокосознателыный, обладающий непоколебимой волей боец. Таким и был отважный комсомолец Тараторин.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.