Шепнула мне душа, что мне увидеть надо, Как рушится скала под натиском Фархада.
Низами.
Невероятной силы взрыв потряс горы Малого Кавказа. На воздух взлетело несколько сот тысяч тонн породы. Над Кашкарчайским ущельем поднялись огромные столбы пыли. По лесу и ущельям метались перепуганные звери, со скал взвились орлы и, набрав высоту, плавно парили в голубом южном небе.
Взрывом на сотни метров отбросило большие глыбы прозрачного, похожего на мрамор алунита. Это минерал, из которого добывается глинозем - сырье для выработки алюминия.
Строящийся по плану шестой пятилетки крупнейший в Советском Союзе Кировабадский глиноземный завод будет снабжать этим сырьем не только Сумгаитский алюминиевый комбинат, но и ряд других предприятий цветной металлургии страны.
Вот почему я заинтересовался алунитом и решил побывать там, где он добывается.
К Загликским алунитовым месторождениям ведет горная дорога, петляющая по Кашкарчайскому ущелью. Мы приехали на рудники накануне второго взрыва. Пожилой мастер Джавад Али, работавший здесь бурильщиком еще в те времена, когда разработки принадлежали промышленнику Симменсу, сказал мне:
- Обязательно познакомьтесь с Фархадом Алиевым. Вы знаете песню, которую я о нем сложил?
- Какую песню?
- Сейчас услышите! - воскликнул седобородый Джавад Али и позвал внучку: - Гари - ба! Принеси мой саз.
В комнату вошла девушка лет пятнадцати и подала старику отделанный перламутром саз.
Джавад Али тронул смуглыми пальцами струны и запел:
Появился в горах Заглика юный Фархад. Его подвиги славит старый ашуг Джавад. Рушит скалы Фархад богатырской рукой. Он поспорить готов с бурной горной рекой. Славен труд твой, о смелый Фархад! Шлет горячий салам тебе мастер Джавад...
Ночью я увидел в горах костры. Они пылали по другую сторону ущелья, где велись вскрышные работы. Багровые отблески пламени озаряли зубчатые вершины Гей - Дага, образуя фантастическое зрелище.
Показывая на костры, Джавад Али сказал:
- Их зажгли для Фархада.
- Почему?
- Вторую ночь проводит юноша в забое, чтобы быстрее закончить бурение штольни. Два дня назад прибыли экскаваторы, а забой не подготовлен. Вот и решил Фархад на три дня раньше срока закончить работу.
Рано утром, гулко перекатываясь в горах, прогремел взрыв. Я выбежал из комнаты и посмотрел в ту сторону, где ночью горели костры: три серых столба, словно гигантские, причудливые стволы деревьев, устремились к небу.
Джавад Али с гордостью сказал:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.