ОТ ФИНСКИХ хладных скал до пламенной Колхиды» раскинулась многотысячная сеть комсомольских ячеек. Мирной, спокойной работе по завоеванию знаний, по вовлечению молодежи в социалистическое строительство предшествовали годы гражданской войны, годы непосредственной стройки союза. Многое могли рассказать об этих временах. Такой «вечер воспоминаний» напоминают отрывки, которые мы ниже приводим. «Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они»...
В МАРТЕ 1917 года была свергнута царская власть.
Рабочая молодежь уже тогда боролась в одних рядах со взрослыми рабочими. Рабочий завода «Дукс» (в Москве) т. Русов красочно описывает первые дни этой революции:
«По заводским мастерским пронесся звонок, извещающий о перерыве. Все всполошились. Время было для звонка неурочное.
Между тем, товарищ О. стал бегать по местерским, призывая окончить работу:
— Идите все на двор, — звал он.
Мы не заставили себя ждать. Скоро все рабочие, еще недоумевая, столпились перед зданием старого корпуса № 1. Налету состряпали митинг. Кто-то выкрикивает:
— Долой капиталистов! Идем свергать ненавистный нам гнет!
Построившись колонной, с пением марсельезы, рабочие двинулись в сторону Александровского вокзала. Прошли немного, как вдруг слесарь Козлов спохватывается:
— А знамя-то? Что ж мы без знамени идем?
В колонне была почти все молодежь. Не долго думая, ребята перемахнули через забор соседнего дровяного склада,— и древко готово. У Козлова нашелся красный носовой платок, — и знамя вышло на славу.
По дороге находился завод по изготовлению памятников — в Козлова и Гладкова». Ребята взобрались на забор и кричат рабочим:
— Бросай работу, идем свергать ненавистное иго!
Выскочил хозяин. Заметался:
— В полицию позвоню. Только посмейте!
Рабочие оказались не из храброго десятка и за нами не пошли.
Но мы не унывали. Две группы молодежи отправились снимать с работы рабочих фабрики «Сиу» и «Габай».
Только что колонна двинулась вперед, как навстречу из-за угла — городовые во главе с приставом. Часть ребят бросилась бежать, часть стала защищаться камнями. С саблями наголо бросились на них городовые. Одному из парней попало тупой саблей по спине. Подмога из «Габая» и «Сиу» не пришла, и первый день для нас кончился неудачей.
После оказалось, что колонна хотела пробраться к митингу на Скобелевской площади. Что не удалось днем, то удалось вечером. Отдельными группками рабочая молодежь двинулась к площади, и скоро вся она была наводнена народом. Здесь раздавались призывы пойти освободить из тюрем политических заключенных Убеждать долго не нужно было. Разделившись на несколько колонн, мы двинулись в поход.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывок из статьи, помещаемой полностью в журнале Истпарта «Пролетарская Революция»