ДЛЯ ОЖИВЛЕНИЯ и ознакомления беспартийной молодежи с комсомолом, политпросвет-коллегия на своем заседании решила устроить политсуд над комсомолом.
План поручили составить Андрюшке, который сделал его тут же в этой комнате и через полчаса скороспелое творчество было утверждено. Были утверждены и действующие лица.
Роль обвиняемого, почетная роль комсомола, выпала Андрюшке. Он уж заранее представлял себе, как он будет говорить свое последнее слово.
***
ГОРОДОК маленький, и всякое происшествие, где бы оно ни случилось и какой бы вес оно не имело — немедленно облетало всех.
На этот раз было о чем говорить.
Комсомольцев судят!
На паперти божьего храма престарелый отец Пократий говорил, что это не суд, а наступит суд божий, вот то будет суд.
Лавочник Степан Андреевич доказывал, что, наконец-то, власти одумались и решили как следует наказать комсомольцев за их поведение, а главное за то, что они за кооперацию.
Старушки, по привычке, жалели, ибо в уездных городах еще много старушек, которым ничего больше в жизни ни оставалось, как жалеть. Что жалеть — не важно.
Толковал город о предстоящем суде.
АНДРЮШКА отчаянно приготавливался. Помимо последнего слова подсудимого, ему нужно было приготовить и приговор, и показания некоторых свидетелей.
Работы много, а тут матка, старая матка пристает.
— Андрюша, — шмякали старые губы, — слышала я, что суд над вами будет. Андрюшенька, что же это?..
Некогда об'яснять, да и пошутить можно над старушкой.
— Да, мамаша, засудят...
Андрюшка продолжал писать, а старушка уходила куда-нибудь в уголок, а когда Андрея не было дома, подливала масла в лампадки, и старенькие просьбы срывались с тряпичных уст.
* * *
В ЗАЛЕ уездного суда собрался весь народ. За полчаса до начала негде было яблоку упасть. Наступила торжественная минута.
Сашка Степанов, выполнявший роль коменданта, встал во весь рост и заявил..
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывок из статьи, помещаемой полностью в журнале Истпарта «Пролетарская Революция»
Московский теплотехнический институт