ГРОМОМ и шумом десятков громкоговорителей полна радио - выставка. Громадное количество экспонатов загромождает просторные залы Государственного Политехнического музея. Здесь представлено все, что дала радиопромышленность за короткий срок своего развития. Все - от любительского приемника, помещенного в коробочке в 1 кб. сантиметр до громадной, сложной установки. что отправляется в Закавказскую ССР - Тифлис.
Почти две трети выставки занято экспонатами Треста заводов Слабого Тока и Нижегородской радиолаборатории имени Ленина.
Особенно полно представлена вся колоссальная, по своей кропотливости и героизму, работа Нижегородской, всемирно известной, радиолаборатории.
В 1917 г. она представляла небольшую радиолабораторию. Энергия и творческая мысль ее руководителей была залогом ее развития - катодная лампочка проф. Бонч-Бруевича была первым достижением. В 1918 г. лаборатория переезжает из Твери в Нижний - Новгород и к 1920 г. выпускает целый ряд мощных генераторных ламп по 1,5 клвтт. В этом же году производится установка первого в СССР мощного лампочного передатчика на Октябрьской радиостанции.
Итак, год за годом велась упорная, трудная, героическая работа, которая привела в 1925 г. к выпуску стандартного типа 25 киловаттной лампы для коротких волн, и к успешным опытам трансатлантической передачи короткими волнами.
Этот передатчик, давший при опытах в марте с. г. слышимость в Америке - помещен в этом же зале.
На ряду со сложными установками несколько столов занято любительского образца приемниками, маломощными, катодными лампами и пр.
В уголку, в тиши - скромно прижалась громадная 100 - киловаттная лампа «имени Ильича», сконструированная проф. Бонч-Бруевичем.
Интересные цифры производства усилительных катодных ламп показаны диаграммами. В октябре 1924 г. на 1 рабочего приходилось 23 лампы, а в мае 1925 г. - 107 выпущенных ламп. Выпуск ламп увеличился более, чем на 400%.
И так во всем увеличилась работа радиолаборатории.
В другом зале экспонаты Треста Заводов Слабого Тока поражают своей приспособленностью к русским условиям их выполнения. Масса сложнейших передаточных - приемочных станций сработано на заводах СССР нашими средствами, материалами и по чертежам наших специалистов.
Тут и вагонная ламповая радио - телеграфно - телефонная станция, рас - считанная на прием и передачу во время движения поезда.
Тут и передающая установка с машинами высокой чистоты конструкции проф. Вологдина.
Пол - зала занято ламповым передатчиком, заказанным ЗССР для Тифлиса, Баку и Тегерана.
Тут же находится один из заказанных Персидским правительством радиотелеграфных передатчиков для радиофикации Тегерана, Мешхета, Тавриза, Бейдер - Бутер и Шираз.
Все эти установки настолько сложны и хитроумны, что посетителей около них почти нет - они интересуются установками только как максимальным достижением нашей радиопромышленности.
Много народу толпится у любительских приемников, расспросы, вопросы так и сыплются отовсюду. Кто совет спрашивает, кто литературу просит порекомендовать.
Множество киосков с радио - литературой, любительской аппаратурой и пр. нашли себе местечко среди поющих, говорящих и просто хрипящих радиоустановок, и торгуют «вовсю» - внедряя «радиограмоту в массы»...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.