Вратарь Акимов

К Оганесов| опубликовано в номере №296, август 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Матч окончился. Трибуны рукоплесканиями провожали уходящую с поля команду-победительницу. Десятки тысяч зрителей приветствовали одиннадцать мастеров футбола, проходивших мимо трибун. Вслед за капитаном команды шел высокий блондин. Спортивный костюм отличал его от остальных десяти игроков. Вместо красной футболки на нем была темная фуфайка, и в руке он держал кепку.

Стадион опустел. Нескончаемый людской поток стремился к трамваям и автобусам. Но сотни «болельщиков» еще не уходили: они ждали выхода игроков из раздевалки. Еще и еще раз приветствовали они героев матча, усаживавшихся в ожидавший их автобус.

Высокий худощавый блондин медленно продвигался сквозь окружавшую его толпу. Мальчишки с обожанием заглядывали ему в лицо, дергали за рукав пиджака, старались пожать ему руку. Когда он подошел к автобусу, из группы «болельщиков» старших возрастов послышались крики:

- Браво, Акимов! Молодец, Толя! Здорово играл!!

Смущенно улыбаясь, высокий блондин - вратарь Анатолий Акимов - сел в автобус…

* * *

Одиннадцать игроков составляют футбольную команду. Все они занимают различные посты, и не так легко решить, чье место является более важным. Команду можно сравнить с работающим механизмом. Заест какая-нибудь деталь, и тотчас же нарушится точный, размеренный ритм работы. «Откажет» один из игроков, и это отразится на игре, разобьет тактический замысел, в какой-то степени отдалит от конечной цели - победы.

Но есть все же существенное различие между десятью игроками, защищающими цвета своей команды, и одиннадцатым - вратарем.

Вратарь - это последняя линия защиты. На него возлагаются все надежды, когда кажется, что все уже потеряно, когда волна неприятельского нападения захлестывает защиту. И если последняя линия защиты также сметена атакующими форвардами, то нет уже никакой надежды и мяч бьется в сетке ворот.

Плохая игра вратаря может свести на нет все успехи нападения. А с другой стороны, крепкая защита ворот прочно закрепляет победу или же, в случае неуспеха нападения, может обеспечить ничью.

Поэтому от вратаря, от его мастерства, от его выдержки, в значительной степени зависит исход матча.

Вратарю приходится защищать большое пространство, длиной в 7 метров 32 сантиметра и высотой в 2 метра 44 сантиметра. Задача нелегкая, если учесть относительно небольшой размер мяча и ту силу, с которой он летит от удара.

Чувство рефлекса, молниеносная реакция, большая смелость, великолепная подобранность всего тела - все это у вратаря должно быть развито в высокой степени. Ничтожная доля секунды дается ему игрой для принятия того или иного решения. И поэтому одно из важнейших требований, предъявляемых к вратарю, - это крепкие нервы. Нервный игрок, легко теряющий контроль над собой, - плохая защита ворот.

Громадное хладнокровие в соединении с большой смелостью - так можно формулировать требования, которые современный футбол предъявляет к вратарю.

Футбол позволяет вратарю развернуть в полном объеме свои природные возможности. Правда, многие вратари (в особенности итальянские и венгерские) используют эти возможности для дешевых, мнимоэффектных приемов, специально рассчитанных на овации зрителей. Легкий мяч такие вратари «подают» как нечто из ряда вон выходящее. Настоящий вратарь, для которого футбол - прежде всего искусство, никогда не прибегнет к таким приемам. Именно труднейшие мячи он берет так, что они кажутся легкими. Он знает, что на него возложена защита ворот, и делает свое дело как можно лучше, не заботясь об овациях.

В Шотландии и Англии, где футбол достиг своего наивысшего развития, игра вратаря никогда не связана с погоней за внешними аффектами. Лучшие вратари, в том числе Даусон, Хиббс, Холдкрофт, Мэпсон, мало поражают внешними эффектами, но для людей, понимающих футбол, их игра - образец подлинного мастерства.

Стиль талантливого советского вратаря Анатолия Акимова больше всего приближается к игре лучших английских вратарей. Акимов в воротах - трудно преодолимое препятствие для неприятельских форвардов. Он легко берет труднейшие мячи, он быстр, сообразителен, хладнокровен. Он не боится риска, но в его игре нет элементов дешевой сенсации. И советские зрители, любящие и понимающие футбол, умеют ценить большое и серьезное мастерство Акимова...

* * *

Слава Акимова пришла к нам из Парижа в январский день 1936 года. На стадионе «Парк де пренс» сборная двух сильнейших московских клубов - «Спартака» и «Динамо» - играла против известного французского профессионального клуба - «Рэсинг». Ворота москвичей защищал Анатолий Акимов, о котором до этого дня ничего не знали в Париже и очень мало знали в Москве. В один день Акимов стал знаменитым, создав себе репутацию вратаря международного класса. Французская пресса не жалела похвал молодому игроку, показавшему в труднейшей обстановке стиль и мастерство, которые не часто видели даже на парижских стадионах.

Но если для широкой публики имя Акимова было малоизвестным до этого матча, то в московских спортивных кругах его знали достаточно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены