Лазурное море с белым кружевом прибоя у берега. Буйная зелень пробковых дубов на склонах гор. В долинах - золотистая пшеница и оранжевые от многочисленных плодов рощи апельсиновых деревьев. Богата и красива свободная алжирская земля.
Но что это? До нас доносится тяжелый грохот взрывов. Неподалеку медленно двигаются с тяжелыми тралами танковые тягачи. Время от времени они окутываются пламенем н клубами густого черного дыма. Кажется, что даже слышен свист осколков...
Да, здесь идет самая настоящая война, хотя формально она кончилась еще весной 1962 года. Французские генералы, уходя, оставили страшное «наследство» - они густо заминировали границы Алжира с Марокко и Тунисом. Общая длина минных заграждений - около двух тысяч километров. Встречаются участки, где на один километр приходится двадцать тысяч мин. Здесь и небольшие, похожие на школьную чернильницу «апиды» - их пластмассовый корпус не в состоянии обнаружить никакой миноискатель, и грозные выпрыгивающие «бондесанты», чьи осколки летят на полкилометра.
В борьбу с этой грозной опасностью вступили советские воины. Они прибыли на африканскую землю по просьбе главы алжирского государства Ахмеда Беи Беллы.
- Вручную здесь много не сделаешь! - решили саперы, ознакомившись с алжирскими минными полями. - Пустим вперед танкистов.
- Ну, кто пойдет первым? - спросил полковник Пахомов.
Вызвался комсомолец младший сержант Петр Листруков.
Танковый тягач двинулся на минное поле. Сзади на тросах тянулись якоря-кошки для взрыва мин натяжного действия. С глухим грохотом встал столб огня, за ним еще и еще...
С минного поля машина вернулась в осколочных вмятинах, со срезанной антенной и разбитыми триплексами.
- Когда под танком срабатывает мина, будто кто кувалдой бьет по броне, - рассказывал Листруков. - Уши закладывает...
«Танк не должен идти по минам. Людям тяжело, да и техника быстро выйдет из строя» - таково было общее мнение.
Уже к следующему утру умельцы изготовили нехитрое приспособление. Теперь тягач шел сбоку минного поля, а кошки были укреплены на выносной балке сбоку машины.
Однако большинство мин было под колючей проволокой, тысячи километров которой наплели французские «умиротворители».
«Будем стягивать проволоку тягачами в сторону», - решили подполковник Галкин и майор Ломакин. Попробовали. Получается. Подсчитали производительность. Несколько сотен метров в день. Мало!
- Нужно тянуть проволоку вдоль полосы! - высказался Ломакин. - Но как это осуществить?
- Может, по принципу морских тральщиков? - ероша белый чубчик на голове, предложил старший лейтенант Анатолий Улитин, самый молодой из советских офицеров на алжирской земле. Несмотря на молодость, за его плечами 25 тысяч обезвреженных на смоленской и белорусской земле мин, снарядов, бомб.
- Между двумя тягачами натянуть толстый стальной трос. Машины пойдут вне минного поля, а трос, как морской трал, будет снимать проволоку.
После первых испытаний из тягача вылез неугомонный Анатолий и поднял вверх большой палец:
- Отлично!
... На глазах растет куча проволоки, стальных кольев и сухой травы. Она все время вздрагивает и курится дымом от срабатывающих мин.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Скандал в семействе миллиардеров
Фантастическая повесть