Николай Васильевич сегодня принимает? – Приоткрылась дверь, и в приемную Гоголя, как и прежде, затянутую зеленым ковром, вошла новая гостья. В старину в гости ходили не по телефонным звонкам, а в так называемые приемные дни. И теперь в четко обозначенное время открывает свои двери Гоголевский мемориал – последняя его квартира в Москве, в доме А. П. Толстого на Суворовском бульваре. Иллария Алексеевна Трухина, старейшая читательница библиотеки, расположенной в этом же старинном особняке, приходя менять книги, непременно заглядывает к Гоголю. Посидеть, подумать, помолчать. Здесь любят Гоголя. Здесь можно побыть с ним наедине. Атмосфера камерности, а значит, доверительности – это, пожалуй, главная отличительная черта мемориала. Но далеко не единственная. Он существует не сам по себе, а в «контексте» городской библиотеки № 2, носящей его имя. Именно в контексте, потому что сегодня уже невозможно представить работу библиотеки без гоголевской темы, а этот небольшой музейчик без благодарной аудитории – двадцати тысяч читателей.
Мне доводилось видеть разные библиотеки, но в таком сочетании, пожалуй, впервые. Эта библиотека имеет свою богатую родословную. Начало ей положил библиотечный фонд, созданный по инициативе Н.К.Крупской в 1923 году при обществе «Долой неграмотность». Потом библиотека перешла в Московское отделение Общества Красного Креста. Библиотечные работники еще помнят время, когда в их фондах было много букварей, книг, напечатанных крупным шрифтом для тех, кто только учился читать. В особняке, где размещена библиотека, прожил свои последние годы Николай Васильевич Гоголь. Две небольшие комнаты на первом этаже (приемная и кабинет с отдельным входом из парадных сеней), смотрящие окнами на бульвар и в сад.
Работники библиотеки организовали новый гоголевский музей своими силами, собирая экспонаты прямо-таки по крупицам. Хотя, казалось бы, чего проще: Гоголь жил не так уж давно, всего-то в прошлом веке. Но, оказывается, сегодня отнюдь не просто найти вещи, воссоздающие образ той эпохи, не говоря уж о вещах, лично принадлежавших писателю. Практически ничего не осталось. До 1907 года ценой немалых усилий одна из сестер Гоголя берегла Васильевку – такой, какой видел ее Гоголь в детстве и в последние свои наезды к родным. Собиралась она здесь сделать, как он завещал, и общедоступную библиотеку и странноприимный дом, в котором могли бы найти люди доброе слово и успокоение.
Не успела... Сгорела Васильевка дотла. (Сейчас принято решение восстановить ее в прежнем виде.) Многие же из тех экспонатов, которые сумели сохранить полтавские работники музея, разметала по свету война. «Подлинного Гоголя», увы, почти не осталось. (Кое-что, правда, хранится в единственном в нашей стране музее писателя в Сорочинцах.) Рассказываю об этом, чтобы стало понятно, сколь сложной и на первый взгляд неразрешимой была задача библиотечных работников, не специалистов, а просто почитателей таланта писателя, когда они начали создавать первую экспозицию, разрабатывать темы «Гоголь и Москва», «Гоголь и театр». Сложным был последний период жизни писателя. Больной Гоголь продолжал стоически работать, завершая второй том «Мертвых душ». И по-прежнему отдавал он все свои силы просвещению. Всю жизнь зарабатывая нелегким писательским трудом, постоянно нуждаясь, Николай Васильевич регулярно до последних дней передавал деньги в фонд неимущих студентов Петербургского университета, в котором когда-то сам читал лекции по курсу древней истории. И до последних дней следил за развитием культурной жизни страны, был в курсе всех литературных дел. В этой квартире читал ему И. С. Тургенев свои «Записки охотника». Здесь он познакомился с сочинениями Островского, Гончарова, Григоровича. И здесь же сам Гоголь, непревзойденный чтец своих произведений, в последний раз читал артистам Малого театра, среди которых был М. С. Щепкин, пьесу «Ревизор».
Вот с этим периодом жизни писателя и знакомит нас музей. Знакомит языком фактов, документов... Экспозиции как бы призывают: думайте, размышляйте, не довольствуйтесь готовыми рецептами. Представьте, как ночью сидел у этого камина больной писатель и смотрел на горящую рукопись последнего тома «Мертвых душ»...
А под рукой «гоголевские полки», только поднимись в читальный зал по той самой лестнице, по которой ходил в гостиную Гоголь, чтобы послушать музицирование хозяйки. Здесь собраны различные издания произведений писателя, иллюстративный материал к ним, работы мемуаристов и литературоведов. Вот уже несколько лет в мемориале проводятся литературные чтения – среды. Серьезный, обстоятельный разговор ведется здесь о Гоголе, о литературе. Все так же, как и в старые времена, когда собирались в этих уютных комнатах гости писателя.
В начале 1974 года мемориал принял первых посетителей. Сегодня гоголевский музей стал своеобразной школой, в которой сотни и сотни людей вновь открывают для себя Гоголя. Сужу об этом по записям в книге отзывов. Для школьников Саши Цветкова, Ярослава Леонтьева, Саши Сидорова это – начало пути в литературу. Для иностранных студентов, находящихся на стажировке в Москве, которые пишут дипломные и курсовые работы по Гоголю, это – знакомство с великим народом, с его историей, культурой...
Адрес Гоголевского мемориала вам дадут в любой «горсправке». Он был включен в маршруты культурной программы Московской Олимпиады. Самых добрых слов заслуживают сотрудники этой библиотеки. Но им очень нужна помощь. Необходимы помещения для экспозиций, дотации, потому что обычная городская библиотека не имеет статей расходов на содержание музея. И, конечно же, требуется пристальное внимание к музейным делам со стороны различных инстанций, комсомольских организаций близлежащих вузов, студенты которых – активные читатели «гоголевской» библиотеки.
...Прохожу по музейным комнатам. Ощущение такое, будто писатель вот только что вышел на бульвар после долгой работы и идет сейчас по своему привычному маршруту – до Никитских ворот и обратно. Скоро вернется, попросит горячего чаю. Сядет за стол. Синий вечер сквозь заснеженные ветви заглядывает в окна. Пора зажигать огни.
– Николай Васильевич сегодня принимает?
В музей пришли новые гости.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.