Командир вызвал офицеров штаба в свой кабинет. И когда все собрались, встал из-за стола:
– Сверьте часы. Сейчас 13.25. Начинаем поиск.
Спустя считанные секунды командиры двух кораблей, находящихся в воздухе за сотни километров от аэродрома, получают приказ взять курс в район, где был потерян контакт с подводной лодкой. Самолеты должны обнаружить ее; буревестники превращаются в охотников. И хотя современная подводная лодка своими размерами мало уступает крупному надводному кораблю, отыскать ее всегда не просто. Лодки высокоманевренны, они развивают скорость, почти равную скорости надводных кораблей, могут часами лежать, затаившись на дне, выжидая удобного момента для атаки. Кроме всего прочего, нынешняя субмарина может направлять преследователей на ложный след с .помощью различного рода помех. Как же обнаружить ее – невидимую, быстроходную, ускользающую в морских глубинах подобно призраку?
Вот тут на помощь надводным кораблям приходит морская авиация противолодочного назначения. Стальные буревестники выслеживают субмарину на глубине с помощью специальных радиогидроакустических буев. Буи – глаза и уши воздушных охотников. Выйдя в зону активного поиска подводной цели, самолеты сбрасывают буи на парашютах в море, опоясывая район поиска своеобразной радиоакустической цепью. Снабженные специальной аппаратурой, они улавливают малейшие шумы в подводной многоголосице, в том числе и шумы винтов лодки, и, переводя их на язык радиоимпульсов, передают на воздушный корабль. Такова теория поиска.
Практика много сложнее. Не всегда даже самым опытным пилотам удается сразу, по первому же сигналу классифицировать цель. А ведь для атаки нужно быть убежденным на все сто процентов, что буй засек именно лодку, а не имитатор. Ошибка экипажа в этом случае – напрасно израсходованный боезапас и потеря следа истинной цели.
Впрочем, гидросамолеты могут и просто «пасти» цель, держа ее, как говорится, на поводке столько, сколько это необходимо. В этом случае, опустошив свои контейнеры с буями, воздушный охотник передает лодку кораблю, пришедшему ему на смену. Тот, в свою очередь, – следующему, и так далее.
Схема та же, что и у бегунов, участвующих в эстафете, – один заканчивает дистанцию, другой ее начинает.
Немного об истории полка. В военно-морской авиации он один из самых старых. Сформирован был в апреле 1918 года по инициативе Владимира Ильича Ленина. Первые красные летчики поднимали тогда в небо неуклюжие, громоздкие этажерки, сам полет на которых был не всегда безопасен. Но бесстрашные воздушные охотники уже в ту пору успешно сражались с морским противником, топили лодки, эсминцы, транспортные суда интервентов. Малый запас горючего не позволял гидропланам залетать далеко в море, они часто возвращались на свой аэродром после боя с совершенно пустыми баками, буквально изрешеченные осколками и пулями. Вскоре на смену им пришли новые поколения воздушных противолодочников, одно совершеннее другого.
Ход поиска для наглядности проецируется на подсвеченный планшет – своеобразную карту морского района, где проводятся учения. Каждое деление на планшете соответствует определенному количеству кабельтовых на море, пунктиры – курсы самолетов и кораблей, треугольники, ромбы, квадраты – надводным и воздушным средствам, участвующим в учении.
Оператор майор Юрий Иванович Акимов вводит в обстановку:
– Здесь лодке удалось оторваться от ВПК. – Акимов очерчивает указкой место обрыва одного из пунктиров. – Путь назад ей закрыт, уходить она может только на восток. Лодка прошла за это время не больше 18 миль, в переводе на километры это тридцать с небольшим. Стало быть, она может прятаться где-то здесь или здесь. – Акимов отсчитывает на планшете соответствующее число делений и останавливает указку на ромбе, от которого в обе стороны расходятся широкие дуги.
Теперь исход поиска решит точность, с которой будет установлен на пути лодки радиогидроакустический невод. В нем не должно оказаться малейшей прорехи, потому что лодка может уйти именно через нее, как уходит добыча из порванной рыбацкой сети. А для этого экипажам надо с безукоризненной меткостью сбросить буи, приняв во внимание скорость и направление ветра, курс самолета, гидрологию моря и множество других факторов.
Ближе других к месту исчезновения подводной лодки оказались гидросамолеты капитанов Николая Охотникова и Александра Фалалеева. С полным комплектом буев на борту они получили приказ идти в район учения и теперь должны были уже находиться где-то на подходе. На посту ПЛО ждали их доклада с минуты на минуту.
И Охотников и Фалалеев, по отзывам командиров, летчики высокого класса, члены их экипажей – тоже мастера своего дела. У всех немалый опыт поединков с подводным противником.
Не так давно экипажу Фалалеева довелось работать в чрезвычайно сложной обстановке.
Ночь, низкая облачность, в 50 километрах за спиной Фалалеева караван, за безопасность которого отвечают летчики. Примерно час полета прошел относительно спокойно. И вдруг – засветка на экране, яркая, меугасающая. В наушниках – характерные шумы винтов подлодки, заглушающие плеск волн. Буквально через несколько минут штурман засек подводную цель, вырывавшуюся из кольца.
Гидросамолет атаковал ее на бреющем полете, поднырнув под облака. Ушли вниз светящимися факелами ночные бомбы, и тут же приборы фиксируют прямое попадание. Это была чистая работа, которой вправе гордиться любой летчик.
Вновь на стол командира ложится карта погоды. Верхний край грозовой зоны уже накрыл район поиска. Идущие туда амфибии непременно должны были задеть грозу.
Наконец динамик, вмонтированный в приемопередающее устройство, доносит голос Охотникова.
– Я – «девятый», нахожусь в районе поиска, прошу подтвердить исходные координаты цели. – И после паузы: – Обходили грозу.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.