С Владимиром Ильичем я познакомилась лично осенью 1905 года в Женеве, но переписка между нами началась значительно раньше - с 1901 года.
Переписка того времени была очень оживленной и носила не только деловой характер, но и чисто дружеский. Как часто в письмах Ленина звучала нотка заботы о том или другом работнике, просьба поберечь себя. Несколькими словами умел Ильич подбодрить, поддержать товарищей.
Вспоминается письмо, в котором Ленин высказывает свои соображения о том, как должны вести себя социал - демократы на суде.
В 1904 году царское правительство ввело новое уголовное уложение: привлекаемые по политическим делам подлежали суду вместо прежней исключительно административной расправы. Нам важно было определить, каким должно быть поведение членов партии, посаженных полицией на скамью подсудимых. Письмо Левона по этому поводу широко известно. Оно было адресовано мне и товарищам по московской тюрьме.
Я хочу возобновить в памяти только приписку к этому письму, где Ильич писал:
«Большой, большой привет Курцу, Рубену, Бауману и всем друзьям. Не унывайте! Дела у нас теперь пошли хорошо. Со скандалистами мы развязались наконец. С тактикой отступления порвали. Теперь мы наступаем. Русские комитеты тоже начинают разрывать с дезорганизаторами. Газета своя поставлена. Практический центр свой (бюро) есть. Газеты вышло два номера, на - днях (23.1.05 нового стиля) выходит 3 - й. Надеемся выпускать еженедельно. Желаю здоровья и бодрости!!»
Обращаю внимание читателей на то, как в этой приписке мысли Ленина о крупнейших политических задачах переплетаются с мыслями о товарищах, с заботой о них. А ведь это была эпоха создания своей, большевистской газеты и напряженной борьбы за новую - марксистскую - партию.
Внимательным к людям Ленин был всегда. Помню, в 1919 - 1920 гг., в период моей работы в ЦК партии, мне частенько приходилось говорить с Владимиром Ильичем по телефону о том, что тот или другой товарищ нуждается в отдыхе, в поправке здоровья. Ильич без промедления созванивался с членами Политбюро и затем сообщал мне:
- Елена Дмитриевна! Запишите, что Политбюро постановило товарища (имя рек) отправить на неделю (две недели) в отпуск.
В памяти запечатлелось такое сообщение о Ф. Э. Дзержинском, которого отправили отдыхать в Нарофоминский совхоз. Решено было послать тов. Дзержинского в Нарофоминский совхоз по той причине, что там нет телефона и, следовательно, Феликс Эдмундович будет вынужден отдыхать, а не «работать по телефону».
В марте 1919 года тяжело заболел Яков Михайлович Свердлов. Ильич был очень встревожен и много раз в день по телефону справлялся о больном.
«Испанка», которой болел Свердлов, заразна, и поэтому к больному Владимира Ильича не хотели пускать. Но он все - таки пришел. Это было накануне смерти Якова Михайловича.
Как живая у меня перед глазами фигура Ильича, уходящего от Свердлова. Ильич видел, что смерть товарища близка, и шел, наклонив голову, как бы прощаясь с ним и не глядя по сторонам, чтобы сохранить в памяти его облик.
Среди разнообразнейших и очень сложных дел Ленин умел находить время, чтобы позаботиться о товарищах, об окружающих.
Л. Фотиева вспоминает, как Владимира Ильича беспокоило то, что у товарища Сталина квартира рядом с кухней и шум мешает ему спать. Ленин поручает предоставить товарищу Сталину спокойную квартиру.
Как возмущается Ильич, когда узнает, что лифт в Управлении делами Совнаркома не будет работать три дня! Он пишет записку: «... Это верх безобразия. Есть люди больные сердцем, коим подъем вреден и опасен. Я тысячу раз поручал следить за лифтом, назначив ответственное лицо».
Удивительная сердечность не мешала Владимиру Ильичу быть резким и требовательным, когда он находил, что работники недостаточно аккуратны, тщательны.
Владимир Ильич обрушивался на нас, если мы работали не так, как требовали очередные задачи партии.
Вот, например, отрывок из письма Владимира Ильича, которое относится к февралю 1905 года.
В этом письме Ильич крепко ругал товарищей за то, что они не привлекали к работе молодежь. Он писал:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.