Какие нравственные качества сможет привить ребятам воспитатель, сам постоянно нарушающий элементарные этические нормы общения людей?
Разве это нормально, что сейчас у нас для того, чтобы общество обратило внимание на условия жизни детей в детских домах, надо, чтобы ребенка как минимум покалечили? А кто ответит за покалеченные души, кто защитит достоинство этих детей? Почему так неохотно органы народного образования занимаются этими вопросами и так либерально реагируют на случаи нарушения педагогической этики? (Почему, например, до сих пор работает воспитателем бывший директор Ангарского детского дома, этот изувер Порошина, о которой писала «Советская Россия» в статье «Диктат страха»?)
Очень важная мысль высказана в дискуссии за «круглым столом» журнала «Коммунист»: «Нужна новая общественная структура, организация, которая открыла бы ворота детских домов для общества». Мы считаем, что важную роль тут могли бы сыграть добровольные общественные педотряды. Наряду с основными своими задачами (помощь в учебе, организация творческих дел и досуга детей, ведение кружков и секций, индивидуальное шефство) они могли бы и осуществлять общественный контроль за материальными условиями и психологической атмосферой жизни ребят. Важно, что такие отряды не будут подвержены ведомственному давлению, а поэтому их контроль будет более эффективным — вся детская жизнь проходит у них на глазах, всякие преступные методы станут невозможными.
Этим педотряд выгодно отличается от всевозможных комиссий, для которых легко устроить показуху, а детей запугать.
Детские дома должны перестать быть «закрытыми», «секретными» учреждениями. Честный и гуманный воспитатель не скрывает своих методов — ему нечего бояться. И он с радостью примет помощь людей, искренне желающих улучшить жизнь его питомцев.
Год назад администрация вывела из детдома группу семиклассников, не доведя их до восьмого класса, очевидно, надеясь этим избавиться от неуправляемых воспитанников, которых сама же и вырастила, совершенно не понимая, что атмосферу насилия, уродующую души, создают сами воспитатели, а «колонистская система» регулярно будет порождать антисоциальные личности — этот закономерный продукт их «педагогических» убеждений.
Известен единственно возможный путь борьбы с «колонистской системой». Это организация детского коллектива на основе коммунарской методики профессора И. П. Иванова — путь долгой и кропотливой и обязательно комплексной работы, рассчитанной на годы.
Но мы осознаем также, что для осуществления этой программы абсолютно необходимы единство педколлектива на основе идей творчества и гуманности, его убежденность в необходимости такой перестройки, единодушное осуждение практики авторитарного воспитательного стиля, искренняя приверженность педагогике сотрудничества. К сожалению, с нынешним воспитательским составом этого достичь невозможно.
Так кто же виноват в возникшей конфронтации? Мы вовсе не против сотрудничества с педколлективом (в чем нас пытаются обвинить). Но есть принципиальные вопросы, в которых невозможно идти на компромиссы, если хочешь остаться честным перед своей совестью, и есть явления, с которыми мириться недопустимо.
Вместе с тем и уйти, оставив детей, мы тоже не можем: мы уже почувствовали свою перед ними ответственность. И потому мы не отступим, несмотря ни на какие попытки администрации от нас избавиться. Просим вашего содействия и совета: известны ли вам пути разрешения этого противоречия?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Защитить невиновного
Экология в зоне БАМа