Вольтер

В Асмус| опубликовано в номере №624, май 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

1694 - 1778 гг.

I

Сто семьдесят пять лет назад умер Франсуа Мари Вольтер - великий писатель Франции, мыслитель и публицист. Вольтер был деятель Просвещения - широкого движения, сложившегося во Франции за несколько десятилетий до французской буржуазной революции 1789 года и идейно подготовившего к ней французское общество.

Немногие из предшественников и современников Вольтера, исключая энциклопедистов, сделали столько, сколько Вольтер, для распространения просвещения во французском и европейском обществе XVIII века. Вольтер был не просто популяризатор Просвещения. Он один из его корифеев и самый его яркий, талантливый, острый, неутомимый борец.

В XVII веке люди, желавшие, как Декарт, пролагать новые пути в науке, вынуждены были жить за пределами Франции. В XVIII веке борьба со старым порядком велась уже в самой Франции. Дидро отказался перенести издание «Энциклопедию в Амстердам или в Петербург, как это было ему предложено, и, несмотря ни на какие трудности, довёл дело до конца. Когда преследования заставляли Вольтера покидать родину, он при первой возможности возвращался, но не притихший и примирённый, а такой же, как и прежде, непокорный, готовый к борьбе.

Искусство Вольтера как писателя возникло в этой борьбе, выработало в её ходе свои особые формы и завоевало новое значение в обществе.

В лице Вольтера Франция впервые увидала писателя - не уединённого мудреца или придворного забавника, какими были литераторы до него, а учителя общества, просветителя и борца за освобождение людей от власти внушённых им предрассудков и иллюзий.

Представления Вольтера о роли писателя неотделимы от задач его литературной борьбы. Вольтер - враг отвлеченностей. Он не рассуждал о роли писателя в обществе, а завоёвывал эту роль самой практикой своего творчества. Он всегда ставил перед собой определённые задачи.

Первой из них для Вольтера стала борьба против притязаний церкви на политическую власть и на господство над умственной жизнью общества. Вольтер был бесстрашным и неутомимым противником католической церкви. Догматы, богословские системы, формы церковной организации, основатели религии, священнослужители церкви, монахи, их лицемерие, их невежество, их ненависть к просвещению - всё стало предметом постоянных нападок и критики Вольтера.

Дело не ограничилось одной литературой. Следя за событиями общественной жизни Франции, Вольтер вступает в 60 - х годах уже не в литературную, а в прямую борьбу с правосудием, руководившимся религиозной нетерпимостью. Узнав о нескольких случаях казней, которым подвергались совершенно невинные люди (Калас, Сирвен и другие), оклеветанные фанатиками и осуждённые церковными властями, Вольтер привлёк к этим случаям общественное внимание не только во Франции, но и за её пределами. Смелая и неутомимая публицистическая деятельность, развитая Вольтером по расследованию и пересмотру вопиющих религиозных процессов, закончилась полным торжеством писателя, реабилитацией жертв религиозного изуверства.

Отвлечённо - философская сторона вопроса о религии не занимала реалистический ум Вольтера. Буржуазная точка зрения внушала Вольтеру мысль, что религия, несостоятельная, как только она принимает форму того или иного отдельного вероисповедания, должна быть всё же сохранена. Религия представлялась Вольтеру как духовная сила, обуздывающая массы. С этой, оставившей его далеко позади Дидро и Гольбаха, позиции Вольтер осуждал открытую пропаганду атеизма, которую вели французские материалисты. Однако для широкой публики основное направление деятельности Вольтера представлялось как противорелигиозное, несмотря на все оговорки самого Вольтера. В XVIII веке «вольтерьянство» было синонимом не «философской» религии, очищенной от особенностей того или иного вероисповедания, а синонимом полного атеизма, то есть безбожия.

В философии Вольтера привлекали не схоластические споры о природе материи и души, но новое, основанное на опыте объяснение явлений природы, а также вопросов душевной деятельности человека. Именно на этой почве произошло сближение Вольтера с философией Ньютона и Локка, которых Вольтер противопоставил идеалистам Декарту, Мальбраншу и Лейбницу. Одним из первых во Франции Вольтер пропагандирует здесь идеи Локка. Вместе с Локком Вольтер допускает способность материи мыслить.

В подробности философских споров Вольтер не входит. Зато тем более важным представляется ему конкретный вопрос о том, как следует согласовать разумные начала, на которых должна строиться человеческая жизнь, с неразумностью существующей жизни, с наличием катастроф в природе, с наличием противоречий, бедствий и зол в общественной жизни.

Вольтер во многих своих произведениях противопоставлял официальному оптимизму картину бедствий, болезней, эпидемий, войн, насилие, несправедливостей, из которых складывается жизнь современного ему общества. Это был полный силы протест против тупости, бездушия или лицемерия всех, кто картину действительных общественных бедствий, прикрывает иллюзиями гармонии и всеобщего благополучия.

II

Писатель, поставивший перед собой задачи такого характера и такого масштаба, должен был выработать и соответствующие им средства художественного изображения и воздействия.

Основным оружием Вольтера - писателя была сатира.

Вольтер довёл до совершенства сатиру, направленную против реакционных идей. Как объяснял Писарев, в этом случае «смех есть сам по себе новая идея, отрицающая старую и становящаяся на её месте. Осмеивать идею - значит доводить её до абсурда и показывать таким образом её несостоятельность, но показывать так живо и так ясно, чтобы аргументация не утомляла читающую массу, чтобы эта аргументация иногда сосредоточивалась вся в одном эпитете, в одном намёке, в одной весёлой шутке; такой смех действительно способен выворачивать наизнанку целые тысячелетия мировоззрения»1. Таков был смех Вольтера - смех, который, по словам Герцена, «бил и жег, как молния».

Вольтер не признаёт изображения ради самого изображения. Поэтическая фантазия для него - только средство, заставляющее мыслить. Изображать для него - то же, что объяснять, художественная деталь - только грань, через которую просвечивает идея.

Однако блещущее остроумием искусство Вольтера не только рассудочно. В маленьких повестях и отрывках Вольтера («Жанна и Коллен») мастерски используются не только логическое построение действия, но и музыкальные средства французского языка, усиливающие действие прозы.

Размах писательской деятельности Вольтера огромен. Его творческое наследие обнимает все важнейшие жанры. Редкое и никогда не изменяющее Вольтеру чувство меры помогло ему найти формы, соединяющие классический театр Корнеля и Расина с театром, созданным им самим, в котором зачастую античный миф становится поводом для просветительской критики и осуждения современных порядков. Его трагедии в течение многих десятилетий после его смерти не сходили с французской сцены. Философские романы Вольтера на моральные, религиозные и исторические темы искусно соединяли занимательность повествования с ясностью философской идеи. Его письма - статьи, письма - памфлеты, письма - корреспонденции, письма - трактаты создали новый жанр публицистической литературы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены