Вольтер

В Асмус| опубликовано в номере №624, май 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

III

Историография Вольтера, несовершенная с современной точки зрения, всё же далеко опередила исторические труды его предшественников - официальных придворных историков.

Вольтер выступал и как историк царствований, эпох («История Карла XII», «Век Людовика XIV», «История Россия» и т. д.) и как философ, развивающий общую теорию исторического процесса («Опыт о нравах и духе народов»).

Наивной доверчивости прежних историков, не подозревавших о необходимости проверки и критики исторических источников, Вольтер противопоставил свои труды, в которых тщательно отбирались все факты и события.

На место богословской теории исторического процесса, разработанной Боссюэ, Вольтер поставил реалистическую светскую «философию истории», впервые применив этот термин ко всеобщим обозрениям исторического развития.

В его понимании история представляется как всемирный процесс, охватывающий не только всеми почитаемые древние цивилизации Греции и Рима, но и почти не известные тогда Западу великие цивилизации древнего Востока: Индии, Китая, Египта. Вольтер высоко ценил культурный и нравственный мир древнего Китая. Он осуждал узость тогдашних учёных, пытавшихся всё развитие европейской Культуры возвести к началам одной лишь греко - римской и еврейско - христианской цивилизации.

Исторический процесс Вольтер пытался понять, опираясь на жизненный опыт, на знание политических и дипломатических отношений современности. Он читал историю глазами человека, который стоит в центре борьбы современной общественно - политической жизни.

Борец за просвещение, Вольтер всю жизнь чувствовал глубокую неприязнь к грубому милитаризму, к захватническим войнам. Его постоянным призывом был призыв «возделывать свой сад» - символ культурного труда, выполняющего свою задачу, несмотря на все препятствия, противоречия и невзгоды действительной жизни. «Шлюз какого - нибудь канала, - писал он, - картина Пуссена, художественная трагедия, твердо установленная истина имеют в тысячу раз большую цену, чем вся масса летописей двора и все рассказы о военных кампаниях».

Вольтер с большим вниманием следил за развитием народов Восточной Европы. Он с искренней радостью приветствовал блестящие успехи России - военные, политические, культурные, научные.

«Ныне нужно ехать в Россию, - писал он Ришелье в 1770 году, - чтобы увидать великие события». «На земле, - писал он Шувалову в 1758 году, - нет примера иной нации, которая достигла бы таких успехов во всех областях в столь короткий срок». «Я в особенности, - признавался он в 1746 году русскому академику Мюллеру, - проникнут уважением к вашей Академии, которая родилась вместе с империей Петра Великого - ваше сообщество успело уже выпустить в свет девять томов, в которых содержится множество такого, что может вразумить самых ученых людей, тем более, что в этой области ничего не было опубликовано в процветающих столицах многих старых государств».

Деятели, подобные Вольтеру, не умирают для потомства. Многое стареет в его идеях, но вечно молодыми, неувядающими остаются смелый дух борьбы за прогресс, страстная ненависть к косности, рутине и реакции, жгучий интерес к жизни, способность быстро и деятельно откликаться на её события и явления, широкая точка зрения, подводящая частные и мелочные факты под руководящие общие принципы Бессмертен могучие смех Вольтера, ранивший его врагов, поддерживавший его самого в самые тяжёлые для него времена.

Задолго до французской буржуазной революции Вольтер расслышал рокот приближающейся бури, которой суждено было вывести из средневековья современное ему французское общество. «Всё, что я вижу вокруг меня, - писал он Шовелену, - бросает зерно революции. Она наступит неминуемо, хотя я вряд ли буду её свидетелем. Французы почти всегда поздно достигают своей цели, но, в конце концов, всё же достигают её. Свет распространяется всё больше и больше: вспышка произойдёт при первом случае, и тогда поднимется страшная суматоха. Счастлив тот, кто молод: он ещё переживёт прекрасные вещи».

Эти слова написаны в 1764 году. Четверть века спустя французский народ уже штурмовал стены Бастилии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нет, она не привыкла!

Письмо из Джалал–Абада