ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, входящая ныне в состав каждого флота, появилась сравнительно недавно, каких - нибудь полвека назад. Первой попыткой сконструировать подводную лодку можно, однако, признать только подводный ботик Дрембеля от 1802 года. В прошлом году американец Гардер соорудил по старинным чертежам этого «дедушку» современного подводного флота и пробовал плавать в нем. В сущности, это не лодка, а род качели под колпаком; рукояткой приводилось в движение весло, которое проталкивает прибор вперед с самой ничтожной скоростью. Воздух подается сверху из шара по трубке и запасы его так ничтожны, что через пару минут пловец принужден выныривать на поверхность.
Затем в течение 21/2 столетий почти не пытались завоевать морские глубины, и только во 2 - й половине прошлого столетия талантливый фантазер - романист Жюль Верн, предугадавший и предсказавший в своих романах почти все достижения нашего века, описал в своем романе «80 000 верст под водой» таинственный корабль, носящийся под водой, как рыба в воде. Года через два после этого американец Голланд дал чертеж первой подводной лодки, которую практичные «янки» использовали не для военных целей, а для разведок на дне моря в поисках за затонувшими сокровищами и назвали его «Аргонавт».
Затем появился во Франции «Губе» длиною в 8 метров при диаметре в 2 метра. Экипаж состоял всего из 3 - х человек.
Следующий тип «Зеде» имел уже 40 метров в длину и 3 - в диаметре, скорость хода его была уже 12 километров в час.
А самый последний тип подводной лодки, спущенной в прошлом году в Америке, достигает уже колоссальных размеров - 115 метров в длину при 9 метрах в диаметре и с водоизмещением в 2164 тонны. Скорость ее - 21 узел в час на поверхности воды и 9 узлов - под водой.
Эта подводная лодка снабжена 4 - мя моторами Дизеля, развивающими 6500 лош. сил. И боевое снаряжение ее - 6 торпедных стволов и 2 пулемета.
ОБЫЧНЫЙ ТИП подводной лодки - это узкий коридор внутри, где экипаж передвигается, точно рассчитывая свои движения, ибо места немного.
Снаружи, по бокам судна, - резервуары, так называемый «водяной балласт», которые в момент спуска наполняются водой и тяжестью своей увлекают судно под воду. В то же мгновение наружный люк закрывается, и на том месте, где было судно, тихо расходится кругами вода. Опоздать с закрытием люка нельзя: 90% катастроф происходит от несвоевременно закрытого люка.
Напуская больше или меньше воды, капитан судна регулирует глубину плавания. Стальное тело судна рассчитано на давление воды от 7 до 8 атмосфер1), что дает возможность нырнуть на глубину 40 метров, но обычно не спускаются ниже 15 метров, ибо на этой глубине подводная лодка уже вне всякой опасности столкновения. Ведь, самые большие крейсера имеют глубину посадки не больше 10 метров, и при 15 метрах подводная лодка может спокойно шнырять под судами флота без всякого риска для себя. Будучи погруженной в воду, подводная лодка держит направление по перископу. Перископ - это зрительная труба на верхней части судна; при помощи этого прибора капитан видит все, что делается на поверхности моря на очень большом расстоянии.
В задней части судна находится род узкого туннеля, где человек помещается с трудом. Здесь сосредоточена вся грозная сила подводной лодки - ствол для выпуска торпеды или мины. Довольно нажатия рычага и мина вылетает из ствола в воду, проносится стремительно 200 метров и взрывается, разнося в щепки судно, под которым она взорвалась.
Во время мировой войны устраивались облавы на мирные пассажирские судна и их топили среди океана.
В практике крушений подводных лодок есть и такие случаи, когда экипаж, затонув без возможности вынырнуть на поверхность и отчаявшись в спасении, «выстреливали» поочередно из узкого ствола вместо мины в море. Некоторым удалось, таким образом, спастись.
КОГДА погрузится лодка на глубину 10 - 15 метров, полная тишина охватывает всех находящихся внутри нее. Ревет ли буря на поверхности, стреляют ли орудия - ничто из этих звуков не доносится к горсточке людей, замуровавшихся в узкую стальную скорлупку. Благодаря тому, что судно герметически закрыто, температура очень быстро поднимается и вскоре становится нестерпимо душно и жарко, - температура доходит до 40°. Кроме того, в узком коридоре, внутри судна очень мало места и нельзя передвигаться с места на место, ибо погруженное судно легко может потерять равновесие от перемещения грузов, представляемых экипажем. В силу этого на подводной лодке каждый человек экипажа имеет свое определенное место и определенную часть работы, чтобы не передвигаться без нужды с места на место.
ПРИЧИН возможного крушения подводной лодки много: взрыв, порча машины, столкновение с другим судном, наконец, все случаи, когда порча механизма «балласта» не дает лодке возможности подняться из глубины моря. В последнем случае, даже без немедленной смерти, экипаж обречен на гибель. Запас воздуха достаточен на 10 часов полного дыхания. Затем в течение 3 - 4 суток люди будут дышать испорченным воздухом, задыхаясь в агонии, а далее - смерть.
Ждать скорой помощи трудно, особенно если подводная лодка затонула в открытом море. Ведь, неизвестно, где именно она затонула. Начинаются длительные работы «драгирования» для выяснения точного места катастрофы. Для этой цели 2 судна медленно продвигаются по данной части моря, точно плуги, делающие борозды ряд за рядом.
Каждое судно держит на борту один из концов толстого кабеля, снабженного в средней части грузами. Этот кабель тянется между судами по дну моря, и, если наталкивается на препятствия, немедленно спускают водолаза определить, не подводная ли это лодка. Найдя ее, приступают к подъему.
Но работы по подъему подводной лодки затягиваются так надолго, что в редких случаях удавалось спасти жизнь экипажу.
Теперь с развитием радио явится возможность отыскать местонахождение затонувшей подводной лодки без длительного драгирования дна. Конечно, в том случае, если экипаж к моменту поисков жив.
На многих подводных лодках сделаны также попытки значительно увеличить запас кислорода для возобновления чистого воздуха.
Но еще многое остается сделать в этом направлении, многое, конечно, и сделано, но каждое государство держит в секрете свои усовершенствования: ведь, подводные лодки - орудие войны, а не средство мирного транспорта.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Отклики на статью в «Смене» № 9 - 10