Военные дороги маршала

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1390, апрель 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 40-летию Великой Победы

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что самой яркой фигурой среди полководцев в период Великой Отечественной войны являлся Г. К. Жуков... Я всегда восхищался его неукротимой энергией, широтой и глубиной стратегического мышления... Жуков не выглядел полководцем, стоящим над солдатской массой. При подготовке операций он держал теснейший контакт не только с командирами объединений и соединений, но и с офицерами частей и подразделений, особенно действовавших на главном направлении. Это давало ему возможность глубоко знать настроения подчиненных, управлять их действиями, направлять усилия воинов к победе...

...Это был человек огромного личного мужества и самообладания. В самые трудные, даже критические моменты, работая с ним, как говорится, бок о бок, я не видел Жукова растерянным и подавленным. Напротив, в такие моменты он был как никогда деятелен, сосредоточен и целеустремлен».

Так писал вскоре после смерти Г.К.Жукова его друг и соратник Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

В чем заключается труд полководца на войне? Старая аксиома: каждый солдат должен знать свой маневр — одинаково применима и к маршалу, с тем лишь уточнением, что его личный маневр — руководство действием доверенного войска. Занимая во время войны высокие должности командующего фронтом, заместителя Верховного Главнокомандующего, Жуков принимал непосредственное участие в разработке и проведении ряда крупнейших операций Великой Отечественной войны. И для этого, как отметил А. М. Василевский, ему было необходимо видеть и чувствовать непосредственную боевую обстановку, знать войска, которым он отдает приказы, представлять конкретных людей, которые эти приказы будут исполнять. Поэтому связь прославленного полководца с действующей армией была прочной и постоянной. Книга мемуаров Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» дает в известной мере представление о географии, если можно так выразиться, мест его фронтовой работы. Украина, Подмосковье, Ленинград, Сталинград, Северный Кавказ, Белоруссия, Польша, Германия и, как завершение войны, Берлин — вот далеко не полный их перечень.

Александр Николаевич Бучин, фронтовой шофер маршала Жукова, как-то вспоминал:

— За войну мы наездили с маршалом 170 тысяч километров. И все время по бездорожью. Но мне везло — видимо, я заговоренный, — ни одной аварии...

А еще были выезды на фронт самолетом, поездом... Я попытался пересчитать все маршруты, о которых он счел нужным помянуть в своих мемуарах, — понял: затея невыполнимая.

Результат этих поездок: знакомство с обстановкой на месте, ее анализ, рекомендации предстоящих действий.

Характерный пример. Весной 1943 года Жуков находился в войсках Воронежского и Центрального фронтов. В книге «Воспоминания и размышления» он приводит одно из своих донесений, отправленное оттуда в Ставку Верховного Главнокомандования примерно за полтора месяца до начала сражения на Курской дуге. В этом документе, анализирующем положение на данном участке и предлагающем принять меры по усилению войск, есть строчки:

«...Я лично был на переднём крае 13-й армии, просматривал с разных точек оборону противника, наблюдал за его действиями...»

Лично был, просматривал, наблюдал... А когда утром 5 июля грянуло величайшее сражение второй мировой войны, Жуков встретил его в штабе командующего фронтом К. К. Рокоссовского, куда он прибыл накануне вечером.

«В третьем часу утра К.К.Рокоссовскому позвонил командующий 13-й армией генерал Н. П. Пухов и доложил, что захваченный пленный сапер 6-й пехотной дивизии сообщил о готовности немецких войск к переходу в наступление. Ориентировочно время называлось — три часа утра 5 июля.

К. К. Рокоссовский спросил меня:

— Что будем делать? Докладывать в Ставку или дадим приказ на проведение контрподготовки?

— Время терять не будем, Константин Константинович. Отдавай приказ, как предусмотрено планом фронта и Ставки, а я сейчас позвоню Верховному и доложу о полученных данных и принятом решении...

...В 2 часа 20 минут был отдан приказ о начале контрподготовки. Все кругом закрутилось, завертелось, раздался ужасный грохот — началось величайшее сражение в районе Курской дуги...»

Личность Г. К. Жукова, его поведение в сложной боевой обстановке оставляли неизгладимое впечатление на окружающих. В книге «Под грохот сотен батарей» генерал Н.М.Хлебников, командовавший артиллерией Калининского фронта, вспоминает об эпизоде во время освобождения Великих Лук.

Ударом с фронта гитлеровцы пытались деблокировать свой гарнизон, находившийся в окружении в этом городе.

«На высоте Воробецкая находился наблюдательный пункт командующего артиллерией 3-й ударной армии генерала И. С. Стрельбицкого. В эти напряженные боевые дни я, помогая Стрельбицкому управлять артиллерийским огнем, большую часть времени проводил на его КП.

Не помню точно числа (в конце первой или начале второй декады января), но отчетливо помню все обстоятельства того дня, когда казалось, что прорыв противника к Великим Лукам мог стать реальностью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Характер

Жизненная позиция молодого коммуниста

Мал, да удал

Рассказом о новинке, выпускаемой рижскими мастерами — мини-мокике, самом легком из двухколесных машин с мотором, мы открываем новую журнальную рубрику «Скорость»

Гололед

Мальчик задыхался. Двухлетний малыш, он не мог понять, что с ним происходит