Наша молодежь живет сейчас одной мыслью со взрослыми, одним стремлением - поскорее одержать победу над немецко - фашистскими захватчиками. Юноши Советской страны мечтают встретиться на поле брани с ненавистным врагом. Все, что связано с войной, живо интересует их.
Учащиеся старших классов средней школы и техникумов - это будущие командиры и бойцы Красной Армии. Допризывная военная подготовка в школе - важнейшее звено всеобщего военного обучения трудящихся. Учиться военному делу так, как этого требует товарищ Сталин: учиться настойчиво, изучать оружие в совершенстве, стремиться стать мастерами своего дела, учиться бить врага наверняка, - святой долг, первая обязанность. комсомольца и каждого молодого человека нашей страны.
Учебный год в школах и техникумах закончился. Учащиеся прошли военную подготовку по 110 - часовой программе. Там, где директора школ и техникумов и отделы народного образования позаботились о военном обучении учащихся, программа занятий хорошо усвоена молодежью. Среди таких передовых школ - 14 - я школа в Хабаровске, 1 - я и 8 - я школы в городе Горьком, 23 - я школа в Вологде и др. Здесь изучили стрелковое оружие, усвоили основы тактики, знают, как наступать и обороняться, как бороться с танками, изучили приемы рукопашного боя и гранатометание.
Военный руководитель 14 - й школы в Хабаровске тщательно готовится к каждому занятию. План и расписание он составляет вместе с директором школы. Военные занятия здесь проводятся большей частью на открытом воздухе и в поле. Устраиваются военизированные походы, с решением тактических задач. Хорошо работают стрелковый и пулеметный кружки. Комсомольская организация этой школы считает военную подготовку учащихся своим кровным делом. Военная учеба стала здесь одной из важнейших дисциплин.
Таких школ у нас немало. Но есть еще, к сожалению, и такие, где к военному обучению относятся невнимательно и формально.
Далеко не все школы, особенно сельские, имеют квалифицированных военных руководителей. В некоторых школах Челябинской, Вологодской, Омской и других областей совсем нет военных руководителей. В иных школах военруками работают люди, недостаточно подготовленные, а то и явно неспособные обучать советскую молодежь военному делу. Между тем в любом городе, любом районе немало участников великой отечественной войны, хорошо знающих военное дело и имеющих боевой опыт. Беда лишь в том, что некоторые райвоенкоматы и директора школ не заботятся о привлечении знающих людей к военному обучению молодежи. Они ждут, когда военные руководители придут к ним и предложат свои услуги...
Кое - где сложились совершенно недопустимые взаимоотношения между военкоматами и местными органами народного образования: вместо того чтобы согласованно делать общее дело, они нередко сваливают друг на друга допризывную подготовку учащихся, хотя и должны нести за нее равную ответственность. Всевозможные бюрократические «неувязки», бездеятельность, безрукость губительно отзываются на живом деле. Из - за них некоторые школы до последнего времени не были обеспечены учебным инвентарем. Так, в читинском железнодорожном училище очень мало винтовок, лопат и даже деревянных макетов винтовок. Директор этого училища тов. Калашников ссылается на отсутствие... леса, тогда как Чита на сотни километров окружена лесами.
Нередко бывает так, что в одних школах учебных пособий в избытке, а в других не хватает. Так обстоит дело в Молотовской, Челябинской и Куйбышевской областях. Надо быстро перераспределить пособия между школами. Да и нужно ли дожидаться, когда школам пришлют эти пособия? Учащиеся сами охотно возьмутся сделать макеты винтовок, гранат и другой учебный инвентарь. Имущество, которое нельзя сделать силами учащихся, помогут изготовить предприятия местной промышленности.
В некоторых школах оружие хранится небрежно и учет его поставлен плохо. С этим нужно немедленно покончить. Учебный инвентарь надо хранить бережно и заботливо.
Самый главный недочет в допризывной подготовке учащейся молодежи - это невысокий уровень преподавания военных дисциплин. В иных школах молодежь учат военному делу в тепличных условиях. Вместо практических занятий в поле, в тире, военные руководители этих школ ограничиваются устным изложением темы. Дело иногда доходит до анекдотов. Так, в 10 - й хабаровской школе тему «Самоокапывание» проходили путем... контрольно письменных работ. Так же «изучалась» разборка и сборка винтовки. В 19 - й и 23 - й школах города Горького военрук Дойников умудрился проводить занятия по теме «Наступление бойца» в классе, при помощи мела и доски...
Такие занятия внушают учащимся поверхностное и несерьезное отношение к военному делу. Будущий боец и командир Красной Армии должен быть подготовлен к суровой боевой обстановке. Освободительная война показывает нам, какую решающую роль играют сейчас в завоевании победы умелые руки, выносливость, ловкость, физическая закалка.
Будущего бойца нужно обучать не словесно, а прежде всего практически: как наступать и обороняться, окапываться, переползать под огнем противника, умело вести рукопашный бой, отлично знать материальную часть оружия и практически владеть им. К концу учебы должна быть доведена до совершенства строевая выправка бойца. Надо понять, что болтовня в классе о наступлении, о самоокапывании ничего не дает учащемуся. Изучать военное дело необходимо в поле, невзирая ни на какую погоду. Надо всегда помнить суворовское правило: «Тяжело в ученьи - легко в бою».
Больше походов, ночевок в поле, военных игр, спортивных соревнований! Никаких условностей, ни малейшей тени абстрактности и схоластики в преподавании военного дела!
Опыт освободительной войны - лучшая школа будущих воинов Красной Армии. О боевых подвигах наших славных бойцов и командиров нужно рассказывать учащимся, вызывая у них желание подражать героическим делам их отцов и старших братьев, воспитывать неутолимую ненависть к немецко - фашистским захватчикам. Помните слова товарища Сталина: «...нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души».
Военное обучение учащихся будет продолжаться и летом. Да и новый учебный год не так уж далек. Летом, в течение июня - августа состоятся инструкторско - методические сборы военных руководителей школ и техникумов. Они обсудят, как лучше подготовиться к учебному году; как избежать повторения допущенных в прошлом году недочетов.
Большая ответственность за образцовую военную подготовку учащихся ложится на комсомольцев. Комсомол - первый помощник партии в деле военной подготовки учащихся. Комсомольцы, вникайте во все. детали военного и физического воспитания учащейся молодежи! Добивайтесь вместе с директорами школ, чтобы учащиеся изучили программу Всевобуча образцово и в установленный срок! Подавайте вашим товарищам пример высокой военной культуры, строевой выправки, подтянутости, четкости в выполнении приемов!
Будьте инициаторами и душой военно - физкультурных кружков! Углубляйте в этих кружках знания, полученные при прохождении учебной программы. Организуйте выпуск специальных стенгазет и «боевых листков». Пусть они показывают лучших бойцов Всевобуча, стыдят и бичуют нерадивых.
Успеху военного обучения помогут лекции, киносеансы, экскурсии на темы истории борьбы русского народа с иноземными захватчиками, патриотические фильмы, пьесы и книги об отечественной войне советского народа против немецко - фашистских оккупантов.
Желанные гости в школе - герои отечественной войны, они расскажут учащимся, что требуется в современной войне от бойца.
Дружными усилиями всего коллектива учебных заведений, при активном участии комсомольцев мы можем и должны образцово организовать допризывную военную подготовку в средней школе. Из стен наших учебных заведений выйдут молодые бойцы, горящие ненавистью к подлому врагу, готовые беспощадно громить его полчища...
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.