Настало лето, военное лето 1942 года. Школьники старших классов выехали в колхозы и совхозы, для того чтобы помочь стране вырастить и собрать богатый военный урожай.
Война внесла серьезный, крутой перелом в жизнь советской молодежи. Каждый юноша, каждая девушка, вспоминая, как встречали они летние каникулы прошлых лет, скажет: «Да, мы намного выросли за этот год войны, мы узнали, что такое труд, и мы гордимся тем, что и наши руки тоже куют победу над врагом».
Хорошо работать в сельском хозяйстве и изучать военное дело - вот наказ, который дала родина советским школьникам на нынешнее лето. Юноши - школьники - это будущие командиры Красной Армии. Их летняя военная учеба - не игра и не «отбывание» заданного урока: это серьезная подготовка к почетной службе в рядах нашей славной армии. Девушкам тоже необходимы оборонные знания; и от них страна тоже требует изучать военное дело серьезно и внимательно.
Несколько летних месяцев ребята будут жить в коллективе. Целые дни они будут проводить на воздухе, в поле, в лесу. Можно ли пожелать лучших условий для интересных и увлекательных военных занятий, игр, упражнений?
Зимой в иных школах преподаватели ограничивались часто словесным «объяснением» военных предметов: они только рассказывали о военном деле, тогда как нужно прежде всего практически показывать боевые приемы. Трудная, но занимательная военная наука превращалась в сухие схемы, начерченные мелом на доске, да в монотонную «словесность». Как все это далеко от военной действительности, полной движения, энергии, напряженной борьбы! Такая постановка преподавания военного дела, глубоко ошибочная и недопустимая в любое время года, должна быть решительно и навсегда отметена сейчас, с наступлением лета. Летом, да еще в деревне, можно и нужно учиться военному делу не перед классной доской, а в лесу и в поле.
Никаких условностей! Не играть в войну, а серьезно учиться тому, что нужно на войне, помнить все время, что война - это суровая реальность нашего времени!
Уезжая на летние полевые работы, школьники должны захватить с собой все учебные пособия по военному делу: винтовки, патроны, гранаты, станки для наводки, ортоскопы, противогазы. Весь инвентарь нужно доставить на место в полной сохранности. Боец пуще глаза бережет свою винтовку. Недаром утеря оружия рассматривается как воинское преступление. К учебному оружию школьник должен относиться так же бережно и заботливо, как красноармеец относится к боевому оружию.
Вместе с учащимися выезжают на сельскохозяйственные работы военные руководители и преподаватели физкультуры. Если ребята одной школы направляются в несколько пунктов, то военный руководитель и преподаватель физкультуры выезжают туда, где будет находиться большинство юношей, прошедших обучение по программе Всевобуча.
Во время страды школьникам придется немало потрудиться. Урожай - дело сезонное, он не терпит проволочек. Как же сочетать напряженную работу в поле с военным обучением?
Не следует рассматривать полевые работы и военную подготовку как разные «участки». Основа успешной военной подготовки - твердая дисциплина, высокая воинская организованность. А разве не нужна она в сельскохозяйственном труде?
Прибыв на место, в колхоз или совхоз, установите лагерный распорядок дня. Считайте, что вы приехали в летний военный лагерь! Поднимайтесь по сигналу, после утренней зарядки и завтрака отправляйтесь в строю на работу. Так же возвращайтесь и домой. Установите вечернюю поверку перед сном.
Настоящий лагерный распорядок ознакомит вас с военным бытом, приучит правильно распределять время. Вы увидите сразу, как много можно успеть сделать при организованной, размеренной жизни. Ваш день станет шире. полнее: помимо работы найдется время и для военных занятий и для отдыха.
Отправляясь в походном строю на место работы и обратно, вы научитесь ходить так, как ходят на маршах, приобретете строевую выправку. Используйте каждую, самую малейшую возможность, для того чтобы обогатить свои воинские познания. Каждая крупинка военного опыта, приобретенная сегодня, пригодится вам завтра.
Быстро и точно выполняйте любое распоряжение руководителя. Нередко и сейчас можно встретить еще школьника, который, получив распоряжение старшего, забывает о нем или выполняет его с прохладцей. В бою - один такой увалень может погубить и себя и своих товарищей и провалить целую операцию. Там, где дело идет о жизни и смерти, о чести родины, человек должен быть весь собран и готов к немедленному действию, как сжатая стальная пружина. Вы должны воспитать в себе ценнейшие качества воина, необходимые, кстати сказать, и каждому человеку мирной профессии: собранность, точность, исполнительность, уменье быстро ориентироваться в новой обстановке. Приобрести эти качества в процессе труда - это и значит овладеть одним из важнейших элементов военной подготовки.
Но, конечно, удовлетвориться изучением военного искусства только «между делом», нельзя. Для военно - физкультурных занятий следует отвести ежедневно один - два часа. Целесообразно объединить учащихся шестых - седьмых классов в одну группу, а учащихся восьмых - десятых классов - в другую и занятия в этих группах строить по - разному.
Школьники шестых - седьмых классов (мальчики и девочки занимаются отдельно) будут учиться ходить в строю, бегать, прыгать, плавать, переползать, преодолевать препятствия, метать гранаты. Они научатся приемам стрельбы из винтовки, узнают, как определять расстояние на глаз и ориентироваться, как маскироваться и окапываться, изучат азбуку Морзе и передачу сигналов условными знаками.
Учащиеся восьмых - десятых классов будут проходить строевую и физическую подготовку по более широкой программе. Они изучат приемы рукопашного боя, походные и расчлененные строи отделения. Кроме тренировки в ходьбе, беге, прыжках, переползании, плавании, преодолении препятствий и водных преград, метании гранат они будут тренироваться в приемах стрельбы по неподвижным, появляющимся и движущимся целям. За лето они должны научиться на глаз определять расстояния, быстро и точно ориентироваться, двигаться по азимуту, умело и быстро окапываться и маскироваться.
Наглядное представление о действиях в боевой обстановке ребята получат через военные игры, тактические учения, военизированные походы. Для них можно использовать свободные от работы часы и даже выделить специальные дни. Конечно, нужно выбирать такие дни, когда нельзя работать в поле. К слову сказать, ненастная погода не должна служить препятствием для военных занятий и учений. Будущему воину необходима закалка! Суворов вовсе не был богатырем от рождения; наоборот, в детстве он обладал слабым здоровьем. Но он с юных лет закалялся, привыкал к самым суровым условиям жизни и поэтому подавал своим солдатам пример выносливости. Бойцу, смолоду закаленному. привыкшему к любой погоде, также будут нестрашны никакие трудности и лишения настоящей походной жизни.
«... Учиться военному делу, учиться настойчиво, изучать в совершенстве свое оружие, стать мастерами своего дела...» - это требование Народного Комиссара Обороны товарища Сталина, обращенное к Красной Армии, должен принять как боевой приказ и каждый учащийся советской школы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
По страницам Ленинградской Смены