Польша была первой страной в Европе, которая отказалась принять ультиматумы Гитлера. Лавина фашистских танков немедленно ринулась на польские земли. Немецкие самолеты стали бомбить польские города. Польша была первой страной в Европе, которая с оружием в руках поднялась против гитлеровского нашествия. Исход этой неравной борьбы был предрешен уже в самые первые дни войны, однако польские патриоты оказывали наступающим немецким армиям упорное сопротивление. Горы немецких трупов выросли на пути фашистов под Модлином, возле Варшавы, под Кутно и на Вестер - платте. Продолжают немцы чувствовать силу сопротивления польского народа и поныне.
«Во всей Польше, - говорит вернувшийся оттуда немецкий солдат, высказывания которого опубликовала газета «Нью - Йорк таймс», - царит могильная атмосфера. Фанатичная ненависть горит в глазах каждого арестованного или поставленного к стенке за саботаж поляка». В этой священной ненависти к поработителям объединились представители всех слоев польского народа. Ведь не случайно, что немцы до сих пор несмотря на все старания не могут найти подходящей кандидатуры на роль польского Квислинга или Петена. До сих пор немцы не могут организовать хотя бы какое - либо жалкое подобие польского правительства, подобно правительствам изменников Недича или Гаха. Ни один поляк не хочет предавать свой народ.
И гитлеровцы жестоко мстят полякам за то, что они не сдались осенью 1939 года, за то, что они со все возрастающей ненавистью относятся к немецким оккупантам. Можно с уверенностью сказать, что ни одна из стран, порабощенных Гитлером, не вынесла столько страданий, как Польша. С начала оккупации немцы повесили и расстреляли восемьдесят две тысячи поляков, более тридцати тысяч их томится в концлагерях, ежеминутно ожидая смерти, свыше миллиона поляков вывезено на работы в Германию. Сейчас немцы ввели телесные наказания. Чиновники, представляющие власть оккупантов в деревнях и в волостях, уже получили предписание назначить для порки населения постоянных палачей. Списки этих палачей должны быть немедленно представлены начальству.
Прибывший недавно из Польши в Палестину известный ориенталист доктор Маевский, которому удалось бежать из немецкого концлагеря, рассказывает на страницах издающейся в Иерусалиме «Газеты польской»: «Я поддерживал связь с одним молодым поляком, живущим в Варшаве. Он работал в подпольной патриотической организации. В назначенный час должен был принести мне печатные подпольные издания. Когда я подходил к месту, где мы должны были встретиться, послышались выстрелы. Не зная еще, в чем дело, бегу и через минуту вижу: в условленном месте лежит этот девятнадцатилетний юноша, на свидание с которым я шел. Среди собравшейся вокруг него толпы слышу выкрик «шпион!» Возле лежащего в луже крови юноши стоит одетый в штатское гестаповец. Спрашиваю: «Что произошло?» Отвечает: «Здесь польский шпион. Вот лежит!»
Земля в эту пору была уже покрыта тонкой пеленой снега. На снегу ярко чернели волосы юноши, кровь пузырилась у него на устах. Он весь был буквально изрешечен пулями. Вокруг рассыпанные газеты, подпольная литература. Гляжу на юношу, гляжу на газеты. А рядом враг. Уже туманящимися, тусклыми глазами смотрел на меня умирающий, словно хотел этим последним взглядом выразить все, что нам вместе было дорого и свято. Многих усилий стоило, чтобы не нагнуться и не поддержать голову юноше. В ту же минуту он умер...»
«Таких случаев, - продолжает доктор Маевский, - сейчас в Польше десятки, тысячи. Молодые и старые гибнут во имя свободы... А там, недалеко, стоит маленький домик, и в нем живет мать. Мать, которая ждет возвращения сына, ушедшего с польскими газетами... Это все шеренги безыменных героев, которые несмотря на страшные притеснения и фашистский террор сохранили мужество и силу духа. Они борются с песней на устах, слова которой известны всем полякам: «Вся Польша залита кровью, всюду пытки, пожарища, голод и слезы. Однако Польша не погибла, потому что живы еще ее молодые львы. И хотя враги нас истязают в застенках, хотя лица наши залиты кровью, мы поем: «Да здравствует свобода, идеалы отцов сберегут нас».
В одном из американских журналов опубликовано полученное из Варшавы письмо восемнадцатилетней польской девушки, прикованной к постели из - за тяжелого недуга (во время осады Варшавы осколок немецкого снаряда повредил ей позвоночник). Девушка пишет: «Не жалейте нас, мы молоды и наша обязанность - оставаться здесь. Мы живем на хлебе и воде и готовы на все лишения, лишь бы только Польша вновь стала Польшей». Подобные настроения очень распространены среди польской молодежи и всего остального населения.
На оккупированных землях существует много подпольных радиопередатчиков и типографий, с помощью которых активисты освободительного движения разговаривают со всем народом. Долгое время одна из подпольных радиостанций работала в склепе на кладбище в Александрове Куявском. Только недавно ее обнаружило гестапо и вместе с ней обслуживающего ее, неизвестного до того времени диктора «подпольной Польши» Венявского. Фамилия его стала известна радиослушателям только после его смерти.
Издающаяся немцами в Кракове «Кракауер цейтунг» недавно с тревогой писала о польских партизанах, действующих в билгорайских лесах.
Сейчас газета бьет тревогу по поводу появления партизанского отряда в лесу около Гарволина. По словам газеты, отряд этот отлично вооружен и обучен. Он нападает на немецкие автомашины. Газета с горечью сообщает, что все облавы, которые полиция предприняла вместе с немецкими войсками против партизан, до сих пор «не дали никаких результатов».
Взгляды всех поляков, временно порабощенных Гитлером, обращены на Восток. Каждая весточка об успехах Красной Армии вселяет надежды в сердце каждого честного патриота. Ежедневно семьдесят минут говорит по - польски радиостанция Лондона. На голос диктора «Это говорит Лондон» настраиваются сотни и тысячи тайных радиоприемников в Польше.
Осенью 1939 года много польских солдат и офицеров, подняв обагренные кровью боевые знамена, прошли по шоссе, которое ведет к Залешикам, пробрались горными тропинками через Карпаты, чтобы воевать с немцами на других фронтах. И отряды этих вооруженных поляков защищали свободу Франции, сражались в Вогезах, сдерживали напор наступающих немцев вблизи Дюнкерка, обороняли Нарвик. Сейчас они героически защищают с воздуха Лондон и побережье Шотландии. Немало их было в числе защитников Тобрука. Австралийский журналист И. Хетерингтон опубликовал на страницах газеты «Телеграф» статью, в которой пишет: «Я провел целый день на позициях обороны Тобрука и видел людей из далекой Польши, которые пришли сюда потому, что поставили себе целью жизни борьбу, которая сейчас для них важнее всего и сильнее смерти. Они составляют часть рассеянных по миру вооруженных польских сил, которые помогают здесь английскому и австралийскому гарнизону. Они сражаются под лозунгом освобождения своей страны и всей Европы из - под ига гитлеризма. Я разговаривал с офицерами и солдатами, которые лишены своего крова и отчизны. Жены, дети, отцы и матери многих солдат находятся в Польше и выносят всю тяжесть немецкой оккупации. Немало из этих людей, сражающихся в Тобруке, не знают даже, где находятся их семьи, не знают, живы они или погибли, потому что со времени оккупации Польши не имели никаких известий от своих. Поляки, которые защищают позиции Тобрука, находятся здесь не очень давно, однако всюду об их отваге и мужестве рассказывают много различных историй. Это люди самых различных категорий. Но каждый из них сражался против немцев в Польше и потом, перетерпевая сотни приключений, ушел из своей страны, чтобы найти дорогу в польскую армию на Ближнем Востоке. Прибывали они разными путями. Некоторые прошли по триста - триста пятьдесят миль пешком. Мне представили здесь самого молодого солдата - семнадцатилетнего стрелка, который сражается за Польшу с пятнадцати лет».
30 августа 1940 года на одной из окраин Лондона польские летчики обучались под руководством английских инструкторов летному делу. Неожиданно из - за облаков вынырнули немецкие самолеты. Польские летчики, не дожидаясь команды, взмыли на своих машинах в догонку за фашистами. Вскоре три «Мессершмитта» рухнули, объятые пламенем, на землю. Возвратившись на летное поле, поляки получили выговор за самовольное оставление занятий, благодарность за боевые успехи и... извещение о том, что учебная программа считается пройденной.
Так высоко оценили англичане молодых польский летчиков.
Польская армия, которая сформирована на территории Советского Союза и проходит военное обучение, тоже ждет своего боевого часа, чтобы выступить совместно с частями Красной Армии на освобождение родной земли.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.