Во льдах Антарктики

Г Таубер| опубликовано в номере №630, август 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждый год осенью, в октябре, у причалов Одесского порта можно увидеть знаменитую китобойную флотилию «Слава». Шестнадцать кораблей флотилии готовятся к плаванию в южнополярные воды. Непрерывным потоком движутся к кораблям автомашины с продовольствием, оборудованием, промысловым снаряжением и другими грузами.

Моряки - китобои пересекут северный и южный тропики, экватор, южный полярный круг, побывают в различных климатических зонах земного шара. Они пройдут до 90 тысяч километров и домой вернутся через 8 месяцев.

На кораблях флотилии находятся и учёные - сотрудники Государственного океанографического института и Всесоюзного научно - исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии.

Антарктика - огромный географический район, лежащий вокруг Южного полюса и включающий в себя южнополярный материк Антарктиду, южные части трёх океанов и большую группу островов. Этот район имеет только одну северную границу, которую условно проводят вблизи 55° южной широты.

В водах, омывающих Антарктиду, обитает огромное количество морских птиц, тюленей и китов. Из всего количества китов, добываемых на земном шаре, около 80 процентов падает на Антарктиду. Однако значение Антарктики не ограничивается только этим.

Антарктический материк лежит на пути кратчайших воздушных сообщений между Южной Америкой, Африкой и Австралией. Метеорологические наблюдения в Антарктике имеют большое значение для мировой службы погоды.

Однако экспедиции, организуемые сюда империалистическими державами, преследуют весьма далёкие от науки цели. Такова, например, была американская «научная» экспедиция в Антарктику в 1046 - 1947 годах. В её составе было 13 кораблей, в том числе авианосцы, эскадренные миноносцы, подводная лодка, геликоптеры, ледоколы, танкеры, транспорты, а также разведывательная авиация дальнего действия.

Истинные цели этой экспедиции видны хотя бы из того, что инициатором её был небезызвестный Форрестол, а начальником - адмирал Бэрд. По возвращении из экспедиции этот полярный «исследователь» заявил в печати, что экспедиция предоставила американцам прекрасную возможность научиться преодолевать такие условия, с которыми придётся столкнуться в случае военных действий в полярных районах...

Совсем другие цели, цели научных открытий и мирных исследований Антарктики, ставят перед собою советские учёные. Используя в своей работе новейшие образцы отечественных приборов и оборудования, они решают проблемы, связанные с практикой китобойного промысла, изучают биологию китов и других представителей животного мира антарктических вод, работают над усовершенствованием технологии обработки китового сырья, исследуют метеорологические и гидрологические условия плавания и китобойного промысла в южных полярных районах. Эти работы расширяются с каждым годом и являются продолжением научных работ экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

Научные исследования в Антарктике начались во втором рейсе «Славы», то есть в 1947 - 1948 годах, научная работа продолжается и в настоящее время.

Важной задачей науки является изучение антарктической погоды и причин, которые её обусловливают. От погоды в значительной степени зависит успех промысла.

Наши учёные - метеорологи, проводя регулярные метеорологические наблюдения и исследования, изучают закономерности, вызывающие штормы и туманы, выявляют районы, где они чаще всего бывают, предупреждают китобоев об этих опасных явлениях. Советские учёные уже немало сделали в этой области.

Местом для работы метеоролога служит верхний мостик «Славы», где устроена настоящая метеорологическая обсерватория. Здесь расположено много приборов, часть из которых снабжена самопишущими устройствами. Такие приборы непрерывно записывают все изменения температуры, влажности, давления. Специальный прибор - актинограф - записывает количество солнечного тепла, приходящего к поверхности океана. Ряд других приборов служит для наблюдений в определённые сроки дня и ночи. Дистанционные приборы позволяют вести наблюдения прямо из внутренних помещений корабля. Скорость и направление ветра определяются по указателю, установленному в штурманской рубке, в то время как сам прибор находится на мачте, высоко над мостиком.

Впервые в практике антарктических исследований был применён специальный прожектор с вертикальным лучом, дающим световой «зайчик» на облаке. Измеряя вертикальный угол на этот «зайчик» и зная расстояние от места установки прожектора (корма) до места наблюдения (нос судна), можно легко определить высоту облаков, что имеет большое научное и практическое значение.

Большое значение для мореплавателей имеет изучение айсбергов, плавающих большими скоплениями. В местах, где встречаются айсберги, судовождение весьма усложняется, особенно при плохой видимости. Учёные «Славы», ежегодно проводя регулярные наблюдения над айсбергами, изучают районы их скопления и пути их перемещения.

Советские учёные проводят также большую работу по изучению океана - среды, в которой обитают киты и другие морские животные Антарктики. С помощью специальных лебёдок они опускают в океан особые приборы - батометры, которые на определённых глубинах захватывают пробу воды и фиксируют её температуру. Опуская такие приборы до глубины 3 - 4 тысяч метров, учёные узнают распределение температуры воды и её химического состава во всём прозондированном слое. В 1951 - 1952 годах советскими учёными впервые в Антарктике был применён самопишущий прибор - термобатиграф, который при спуске за борт записывал все изменения температуры до глубины 200 метров, то есть в слое океана, наиболее активно взаимодействующем с атмосферой и наиболее богатом растительной и животной жизнью.

Одновременно с этими приборами за борт спускаются планктонные сетки для вылова мельчайших обитателей океана - планктона. Сборы планктона дают ценный материал для изучения китовых «пастбищ», представляющих собой огромные скопления рачков - черноглазок, напоминающих наших черноморских креветок. Эти рачки - черноглазки являются основной пищей морских гигантов - китов.

Много других исследований, важных для науки и практики, проводят наши учёные на борту «Славы». Своим самоотверженным трудом учёные содействуют успеху китобойного промысла.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены