– Опять облака! – Сероглазая девочка Люда поглядела на меня с осуждением, словно я прятал хорошую погоду в кармане. Уже который день небо над Симферополем было затянуто перламутровой слоистой пеленой, из низких туч сочился теплый дождик, капало с жестя-но-зеленых кипарисов, и стояли в парном тумане пирамидальные тополя. Ночь, прославленная южная ночь, не
дарила, увы, ни одной звезды. Понурые, томимые бездельем ребята из Людиной компании искоса, боясь сглазить, поглядывали на небо, ждали, когда же откроется «бездна, звезд полна»...
На самом пороге, у двери, ведущей в таинственные недра обсерватории, лежал опрокинутый ветром маленький бумажный самолет. И вызывал удивление: какой судьбой легкомысленное сооружение из тетрадного листа попало к подножию серебристых меридиональных куполов, внутри которых притаились нацеленные в зенит дула телескопов? Впрочем, в этом соседстве было что-то символическое.
С самолетика на ступенях и началось мое знакомство с СОЛА – Симферопольским обществом любителей астрономии, с «обычными ребятами, которые делают необычные открытия», как выразился один известный астроном, посетивший детскую обсерваторию. Мне же кажется, что эти ребята открывают в первую очередь себя.
Юра – мальчик в курточке с блестящими пуговицами и Наташа – девочка с большими голубыми бантами в косичках – провели меня сквозь зацветающий сад к уютному домику. Здесь рядом с астрономическими календарями соседствовал толстенный том в кожаном переплете: «Глазенапъ. Астрономия». А за хрустальными витринами, окружавшими большую комнату, искрились, мерцали и переливались образцы различных минералов. – Вот именно – минералы в обсерватории, – ответил на мой немой вопрос руководитель СОЛА Василий Васильевич Мартыненко. – Ребята, надо сказать, питают особую любовь к звездным камням, метеоритам. А ведь вещества из самых дальних глубин Вселенной – родственники нашим, земным. Так что разбираться в минералогии астроному необходимо. Кроме того, ведь красиво! Теплый туф, светлый хрусталь, загадочная яшма. СОЛА, тогда еще маленький клуб друзей звезд, возник тридцать три года назад... В клубе состояло несколько человек – старшеклассников симферопольских школ. В одной из витрин, которую можно было бы назвать мини-музеем СОЛА, я наткнулся на пожелтевшую от времени газетную вырезку. Вот что писала четверть века назад «Крымская правда»: «Семь лет существует общество любителей астрономии. Оно выросло из небольшого кружка ребят, которые сами построили несколько телескопов, ведут систематические наблюдения и фотографирование метеоров. Многие результаты были обработаны и опубликованы в научных изданиях. Члены общества приняли участие в работе Всесоюзной метеоритной конференции. Руководит обществом инструктор, комсомолец В. В. Мартыненко, бывший ученик 7-й средней школы, один из первых организаторов кружка».
С самого начала ребята выбрали себе тему, в которой они, шестнадцати-семнадцатилетние, могли заниматься настоящим, серьезным делом. И Василий Мартыненко считает: «Ответственность привлекает ребят. Дайте им понять, что от них что-то зависит, и они серьезно возьмутся за самую сложную работу». В этом, наверное, причина взлета СОЛА от самодеятельного кружка до организации, выполняющей специальные задания Академии наук СССР.
Сколько же успели сделать солавцы! Открыт новый метеорный поток в созвездии Большой Медведицы, выполнены наблюдения по программе Международного геофизического года, получены спектры метеоров, вошедшие в Мировой каталог. Юношеская обсерватория – участник Международного года спокойного Солнца. «Ваши наблюдения, – писал ребятам летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Виталий Севастьянов, – являются необходимым дополнением исследований околоземного космического пространства, выполняемых с борта космических аппаратов».
...Мерно скользит шлифовальный камень по мутной, пока еще незрячей линзе будущего телескопа. Зато пройдет год, и в ней загорятся триста тысяч звезд!
Я был наслышан о том, что почти все астрономические приборы в обсерватории сделаны руками ребят. Вот так нее, как сейчас Миша Будниченко, шлифовали они десятки стекол в небольшой лаборатории, расположенной в вишневом саду. Потом отлаживали и настраивали готовые приборы.
– Сколько же времени уйдет у тебя, Миша?
– Год, наверное, или чуть больше. А еще говорят: молодость нетерпелива.
Юные астрономы умеют не только наблюдать за звездами и кометами, но и неплохо управляются со сверлильными и шлифовальными станками, разбираются в радио и электросхемах, владеют паяльником и слесарным инструментом.
Создавая точную оптическую технику, солавцы учатся трудолюбию и терпению, тщательности и точности в работе.
И еще они учатся заглядывать за горизонт.
Обсерваторию мне не без гордости показывала восьмиклассница Наташа Заикина. Конечно, первым делом она подвела меня к «своему» гелиотелескопу: Наташа специалист по Солнцу. Потом настала очередь и спрятанного под одним из серебряных «шлемов» трехсотмиллиметрового гиганта.
– Это крупнейший любительский телескоп в стране, – сказала она. – А всего у нас сейчас семь больших приборов.
– Наташа, – спросил тогда я, – а ты обязательно будешь астрономом?
Так возник вопрос: насколько раннее увлечение влияет на выбор будущей профессии?
– Нет, не обязательно, – ответила Наташа, – раньше я вот так же серьезно увлекалась живописью, ходила в студию. Но СОЛА в особом ряду. Я ведь даже точно запомнила день, когда пришла сюда, – восемнадцатого сентября. Запомнила, словно день рождения. Мама сначала против была – я ведь часто на всю ночь пропадала: «Какое учение, если ты не выспалась?!» Но когда я пригласила ее однажды в гости, она сама заразилась «звездной болезнью». Я хочу сказать, что есть вещи, о которых можно не подозревать всю жизнь. И, наверное, очень хорошо, когда о них узнаешь в юности. Я говорю о звездах, о том притяжении, которое они вызывают в душе. Кто его познал, тот, конечно, уже никогда не откажется от неба.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.