Киев - город театральный. Когда знакомишься с репертуаром его театров, глаза разбегаются, возникает вопрос, не куда пойти, а что выбрать. Хочется побывать и в Театре оперы и балета имени Шевченко, и в Украинском драматическом театре имени Франко, и в Русском драматическом театре имени Леси Украинки, и в оперетте...
Привлекает не только репертуар, но и имена исполнителей. Многие из киевских артистов известны далеко за пределами страны. Среди них и мастера старшего поколения и талантливая молодежь.
Поэтому в первый же свободный вечер мы решили попасть в театр.
До начала спектаклей оставались считанные минуты, выбирать было поздно, и мы направились в расположенный поблизости от гостиницы Русский драматический театр. У театрального подъезда было пусто. Мы с огорчением подумали, что уже опоздали, но, раскрыв двери, услышали звонки, приглашавшие в зрительный зал. Билетов в кассе оказалось сколько угодно. Невольно вспомнилось, как три года назад, в предыдущее наше посещение, зрители, жаждавшие попасть на спектакль, за квартал встречали прохожих просьбой уступить «лишний билетик»; войти в подъезд театра было так же трудно, как протиснуться к выходу в переполненном трамвае; в фойе гудела нарядная, возбужденная толпа, и переполненный зрительный зал празднично сверкал. Но все это было три года назад.....
Взвился занавес - и мы увидели на сцене героев пьесы Марка Соболя «Товарищи романтики». Спектакль шел ровно, актеры профессионально вели свои роли, а игравшая Лену Иванову студентка театрального института А. Роговцева подкупала своим обаянием и непосредственностью. Со сцены звучали патетические стихи, по ходу событий возникали драматические ситуации, но за весь вечер по зрительному залу так и не пробежала та искра, которая обожгла бы сердце и заставила волноваться...
Не скроем, с досадным чувством разочарования возвращались мы со спектакля.
Общеизвестно, что многие театры не делают сейчас полных сборов. Мы уже предположили, что такова участь и всех киевских театров. Поэтому, решив на следующий день посмотреть балет «Лесная песня», о билетах не беспокоились. И, как выяснилось, напрасно. Купить билеты в Театр оперы и балета оказалось невозможно. Мы долго толкались в густой толпе, жаждавшей «лишнего билетика». Это было тем более поразительно, что одну из центральных партий, Мавку, танцевала дебютантка Алла Гавриленко... Администратор театра А. Е. Недзвецкий, к которому нам пришлось обратиться, наставительно заметил: - Ничего тут поразительного нет, просто вы плохо знаете, каким успехом пользуется наша молодежь.
Дебют в республиканском Академическом театре оперы и балета - не только знаменательный день в жизни молодого актера, это праздник всего творческого коллектива. Более того, это праздник для зрителей, теперь уже хорошо знающих, какую одаренную молодежь воспитывают и выдвигают здесь.
Перед началом спектакля царила та приподнятая атмосфера, которая обычно чувствуется в день премьеры. Все места зрительного зала были заняты. Выступления юной дебютантки ждали не только зрители, заметное волнение царило и в артистической ложе; ее заполнили в этот вечер мастера балета среднего и старшего поколения, все руководство театра.
«Лесная песня» вряд ли сейчас не самый яркий балетный спектакль Театра имени Шевченко. Он создан на основе известной пьесы Леси Украинки того же названия. Это своеобразная симфония народных песен, сказок и легенд, в которой тесно переплелись причудливая фантастика и реальность. Основу драматического сюжета составляет трагическая любовь лесной русалки Мавки и юного Лукаша. Пробуждение природы, бурное весеннее цветение, любовь и радость, борющиеся против сил зла и мрака, - таков пафос произведения Леси Украинки, позволивший создать многокрасочный, светлый и поэтичный спектакль. Балетмейстера В. Вронского можно упрекнуть, пожалуй, лишь в том, что в спектакле несколько ослаблено трагическое звучание судьбы Мавки да статично решена финальная сцена.
Партия Мавки, на наш взгляд, - одна из самых трудных танцевальных партий. Ее мало хорошо станцевать. Мавку, олицетворяющую любовь и весну, надо выразительно сыграть. И Алла Гавриленко не только великолепно танцевала в этот вечер, но и блеснула мастерством перевоплощения. Поначалу она заметно волновалась, в первом акте от волнения даже упала, но затем обрела уверенность и до конца спектакля жила образом Мавки.
Первое выступление артиста в ответственной роли - это суровый экзамен. В дебютном спектакле раскрывается не только одаренность актера, но и результаты долгих лет обучения, каждодневной и упорной работы над данной партией, ее осмысления, вживания в образ. Дебют должен был решить не только актерскую судьбу Аллы Гавриленко, но и судьбу новой Мавки: сумеет ли она утвердить себя на сцене рядом с уже ранее созданными Мавками, которых давно и с успехом танцуют заслуженные артистки республики Елена и Валентина Потаповы, Евгения Ершова? Зрители горячо приняли Аллу Гавриленко, по окончании спектакля ее многократно вызывали, на сцене появились цветы. А потом состоялось дружеское чествование дебютантки, в подготовке которого самое деятельное участие приняли комсомольцы театра. Здесь присутствовали не только коллеги Аллы Гавриленко, но и ее родственники.
Так рождение актрисы стало заметным и радостным событием в жизни всего коллектива, а может быть, даже и в театральной жизни Киева. Дебют - явление не такое уж частое, и нам просто повезло попасть на спектакль, в котором впервые танцевала Алла Гавриленко. Когда мы потом разговорились по этому поводу с директором театра В. П. Гонтарем, он познакомил нас с планом ввода в спектакли молодых актеров на 1959 и даже 1960 годы. К ответственным выступлениям на сцене театра готовятся не только молодые артисты, но даже студенты консерватории, зачисленные в стажерскую группу. Когда они придут в труппу театра, им не придется годами дожидаться счастливого случая, чтобы выступить в большой роли.
Зачислить в труппу молодого артиста не всегда легко. В театре, как и во всяком учреждении, существует жесткое штатное расписание. Ну, а как быть, скажем, в том случае, если порог переступил молодой, очень способный артист?
- Двери нашего театра для одаренного человека широко открыты, - говорит В. П. Гонтарь.
И действительно, здесь всегда приветливо встречают новичков. Руководство театра и артисты - частые посетители студийных спектаклей студентов консерватории. Зорко подмечают они юные таланты. Но бывает и так, что кое - кто выпадает из поля зрения. Что ж, не беда: ведь в театр всегда можно прийти и попросить, чтобы прослушали. С подобными просьбами в дирекцию обращаются часто. Пришел в театр как - то высокий и никому не известный юноша. Заикаясь от волнения, он попросил, чтобы его прослушали. Голос у юноши оказался превосходный. Его сразу же решили зачислить в труппу. Но выяснилось, что юноше еще год предстоит учиться в консерватории. Тогда его оформили в стажерскую группу, а после получения диплома он стал артистом театра. Так пришел в коллектив обладатель сильного баса Александр Челюк - Заграй.
Менее года он в театре, но уже пел и в «Рождественской ночи» Лысенко, и в «Богдане Хмельницком» Данькевича, и в «Войне и мире» Прокофьева, и в «Укрощении строптивой» Шебалина. А сейчас молодой певец разучивает заглавную партию в опере Лысенко «Тарас Бульба», готовится спеть Кончака и Гремина. В артистическом коллективе ему прочат большое будущее.
Примечательна судьба Саши Челюк - Заграя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.