- Не знаю, были ли у нас в роду артисты, но вторая половина моей фамилии указывает на то, что кто-то из моих предков не лишен был слуха, - улыбаясь, говорит Саша.
Стать артистом Саша не собирался. Родители его - рабочие - железнодорожники. В детстве он немного играл на домре. Окончив семь классов, поступил в фельдшерскую школу. Хотел стать лекарем. В школе парня втянули в самодеятельный хор. Пел дискантом, а потом вдруг неожиданно у него прорезался бас.
- Но ничего это в моей судьбе пока еще не меняло, - вспоминает Саша. - Однажды хор, в котором я пел, выступал в днепропетровском Доме культуры железнодорожников. На этом-то концерте я и запел впервые в полную силу голоса и перекрыл все басы хора. Дирижер был очень недоволен. Я сильно расстроился и ждал разноса. Но за кулисы неожиданно пришли педагоги местного музыкального училища и стали горячо убеждать в том, что мне необходимо серьезно заниматься пением. И, уже заканчивая фельдшерскую школу, я одновременно посещал музыкальное училище. Вскоре меня приняли в Киевскую консерваторию, где я учился у народного артиста СССР И. С. Паторжинского.
Так сложилась судьба не только у Александра Челюк - Заграя. Девочкой в кирзовых сапогах и форме ремесленного училища многие помнят еще Евгению Мирошниченко. Робким подростком приехала она из колхозного села в Киев и стала слесарем четвертого разряда. У нее оказался сильный и красивый голос. Дарование Жени не только вовремя приметили, но ему помогли окрепнуть и развиться. И теперь Евгения Мирошниченко - одна из ведущих певиц Киевского театра оперы и балета.
Мы рассказали лишь о судьбах двух певцов, но примерно такой же путь прошли Белла Руденко и Андрей Кикоть, Владимир Тимохин и Зоя Христич и многие другие молодые артисты.
В театре тепло говорят о молодежи. Здесь ее в шутку называют «золотой». Но за шуткой кроется правда. Молодежь театра и впрямь золотая. У многих артистов хранятся медали победителей различных международных конкурсов.
Яркие воспоминания связаны в театре с Всемирным фестивалем молодежи и студентов в Москве. Молодым вокалистам театра он принес широкое признание. Двенадцать золотых и серебряных медалей победителей Всемирного фестиваля молодежи привезли в Киев молодые артисты театра!
А вокальные конкурсы в Тулузе!
Первыми во Францию поехали Галина Олейниченко (ныне солистка Большого театра) и Белла Руденко.
Галине Олейниченко была присуждена первая премия, а Белле Руденко - Большая золотая медаль.
Через год, на следующем конкурсе, с не меньшим успехом выступали Евгения Мирошниченко, Владимир Тимохин и Андрей Кикоть. И на этот раз (хотя находились скептики, которые предвещали молодым певцам провал) все участники конкурса привезли на Родину золотые медали и большие призы.
Французские газеты много писали о молодых русских певцах, которые добились «выдающегося успеха на всем вокальном диапазоне - от колоратуры до баса».
Широк диапазон у молодежи Киевского театра оперы и балета. Если взглянуть на афиши, перелистать «Театральный Киев», можно увидеть, как уверенно шагают молодые артисты по трудному, но благодарному пути большого искусства. В программах рядом с прославленными мастерами оперной сцены стоят имена молодых. Им уже доверяют самые ответственные партии классического репертуара.
«Кому много дано, с того много и спрашивается» - эта истина как нельзя лучше передает дух и настроения, которые царят в театре. Любовно пестуя молодых, здесь вместе с тем их учат великому труду большого и правдивого искусства.
Театр оперы и балета имени Шевченко и Театр русской драмы имени Леси Украинки находятся в нескольких шагах друг от друга. Еще три года назад коллектив драматического театра гордился выдвижением молодых, каждая его новая постановка радовала свежестью, юным задором, смелыми находками. Конечно, все успехи нельзя отнести только на счет молодых, талантливых актеров, но в общей атмосфере подъема, которая царила в театре, безусловно, была и их немалая доля. Искусству нужен приток свежих, молодых сил, как дереву, чтобы оно расцвело, необходим приток весенних соков. Эту истину стали забывать в Киевском русском драматическом театре.
Выдвижение молодых - дело хлопотливое, а подчас даже рискованное. Сколько опасений высказывалось в Театре оперы и балета, когда впервые зашла речь о том, что наряду с Б. Гмырей будет петь А. Кикоть, наряду с П. Былинником - В. Тимохин, наряду с Е. Чавдар - Б. Руденко или Е. Мирошниченко!
- Зритель не пойдет, театр прогорит! - утверждали противники смелого выдвижения молодежи.
Но зритель проголосовал за молодежь. Киевляне высоко ценят прелесть яркого дарования, с особым блеском раскрывающегося именно в молодые годы, когда силы и энергия бьют через край и нет недостатка в энтузиазме и смелости.
г. Киев.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.