Верю в футбол

Константин Бесков| опубликовано в номере №1142, декабрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поверьте мне, научиться футболу ничуть не проще, чем музыке, балету или гимнастике. В известной степени еще сложнее. Там человеку приходится выполнять свою работу в заранее заданной, всегда одинаковой ситуации. Никто не станет толкать балерину, когда она делает фуэте. Никто не попытается оттеснить гимнаста от снаряда. У нас же постоянное единоборство. Мы принимаем мяч, бьем по воротам, ведем, пасуем, а противник только тем и занят, чтобы нам помешать. Нам мало побороть собственные слабости, нам надо еще одолеть сильного соперника.

А в этом процессе обучения у нас зияющие пробелы. Я уже не говорю о заводских командах, но даже и в тех школах, что существуют при клубах мастеров, ребята тренируются от силы по три-четыре раза в неделю, чаще всего на асфальтовых или гаревых полях (на хорошие и мастерам вход разрешен только в дни календарных матчей). А зимой не тренируются с мячом почти совсем - залы дефицитное травяных газонов. И самого элементарного оборудования у них нет. Тренируют их люди, которые только и могут научить их играть, как сами играли, потому что единственный багаж у большинства тренеров, работающих с детьми, - собственный опыт.

По форме дело поставлено на широкую основу: есть больше сотни школ, они постоянно участвуют в турнирах - городских, республиканских, всесоюзных, даже в международных. А по содержанию чистой воды любительская организация подготовки футбольных кадров.

Между прочим, в этом году Московская футбольная школа возрождена. Ей снова отданы лужниковские поля, а ее старшим тренером назначен заслуженный тренер СССР А. А. Севидов. Но 15 лет пропали!

У нас сейчас дети не так страстно рвутся в футбол, как полтора-два десятка лет назад. Но все равно через детские команды и школы проходит неизмеримо больше мальчишек, чем, скажем, в Голландии, Италии или ФРГ, - страна-то у нас громадная. А выбор игроков куда меньше. И на то, чтобы укомплектовать клубы - пусть не Воронеными и шестерневыми - просто хорошими, квалифицированными мастерами, футболистов явно не хватает.

Нас, тренеров, упрекают: «Вот Феола придумал систему «4 - 2 - 4», Рамсей - игру без крайних форвардов, а голландцы - тотальный футбол. Вы-то, что же, ничего придумать не можете?» Верно, молодцы и Феола, и Рамсей, и голландцы. Только, я думаю, процесс изобретательства у них проходил не так, как многие его себе представляют. Сначала они уясняли, чем располагают, какие игроки могут быть в их распоряжении, а затем уже решали, как лучше каждого использовать, чтобы принес он максимальную пользу. Так рождалась схема. Между прочим, так родилась и в послевоенных ЦДКА и «Динамо» идея игры с четырьмя форвардами, так система «4 - 2 - 4» существовала в «Торпедо» конца пятидесятых годов, когда там играли Стрельцов и Иванов. С такими исполнителями (в том же «Торпедо» были еще и Метревели, и Гусаров, и Сергеев, и Воронен, и Маношин, и Шустиков) - твори, выдумывай, пробуй! У нас так сейчас не получается даже в сборной...

Я обещал возвратиться к одному, на мой взгляд, крайне важному событию в истории нашего футбола - участию московского «Динамо» в финале розыгрыша Кубка обладателей Кубков. Напомню, это был единственный случай, когда советская команда дошла до последнего этапа европейского клубного турнира. Единственный раз клубный футбол подошел вплотную к победе в турнире такого ранга. И, кто знает, может быть, «Динамо» увезло бы Кубок, если бы не выбежали болельщики «Глазго Рейнджерс» на поле и не сорвали фактически матч при счете 3: 2 в пользу шотландцев. Но и так мы добились того, чего никто не добивался ни до, ни после нас. Для нас, московских динамовцев, успех в этом турнире был главной целью в сезоне. О нем мы мечтали, о нем думали, строя всю свою работу. Мы умышленно форсировали подготовку игроков, заведомо зная, что н концу лета команду ожидает неизбежный спад: провести на таком подъеме полгода невозможно. Тем более что мы только пополнили свои ряды футболистами совсем молодыми. Тем более что «Динамо» участвовало и в других турнирах. Тем более что эту нашу молодежь то и дело призывали в сборную. Короче, в чемпионате того года «Динамо» заняло десятое место. Нас, тренеров и игроков, это обстоятельство не огорчило. Мы были удовлетворены своим успехом на международной арене, мы понимали, что создали трамплин для прыжка вперед в будущем году: молодые прошли горнило трудных испытаний, набрались опыта, повзрослели... С тех пор много воды утекло, но я так и не могу отделаться от горечи и обиды: когда подвели итоги сезона, выступление московского «Динамо» было признано неудовлетворительным. О десятом месте во внутреннем чемпионате помнили, о втором месте в европейском забыли. Нет, не болельщики забыли, руководители.

Я предался воспоминаниям не для того, чтобы ворошить прошлое. Я возвращаюсь к началу этих заметок - к разговору о снижении интереса к футболу. Мне кажется, что существует явное, кричащее, антагонистическое противоречие между уровнем требований к футболу, с одной стороны, болельщиков, а с другой - тех, кто им руководит в республиках и обществах. У любителей футбола один критерий - международные достижения, у руководителей другой - всесоюзные. Они готовы довольствоваться малым - приличным местом своего клуба в нашем чемпионате. Оно - предмет их забот и предел мечтаний. И поскольку такова программа, выдвигаемая перед тренером его руководителями, его работодателями, теми, в чьих руках судьба его и его команды, она становится программой-максимум и самого тренера.

Так мельчает задача. Так рождается стратегия ничьих на чужом поле и удержания минимального превосходства в счете на своем. Так искусственно снижается потолок, которого должны достигнуть команды и игроки. Так замедляется движение футбола в целом. У нас есть клубы с большим потенциалом. Им по плечу большие дела. Но зачем дерзать, зачем рисковать синицей в погоне за журавлем, если можно обеспечить себе уютное и нехлопотливое существование, довольствуясь малым - победой 1: 0 дома и ничьей 0: 0 в гостях? Эта укоренившаяся в последние годы «привычка» довольствоваться на чужом поле ничьей явилась (пусть не единственной, но очень важной) причиной нашего обиднейшего поражения от сборной Ирландии в первом отборочном матче чемпионата Европы.

Все охотно и громко смеялись, когда в прошлом сезоне решено было отменить ничьи и бить после матчей пенальти для выявления победителя. У остряков-любителей и профессионалов появился прекрасный повод посмешить людей. А я, честно признаться, не имел охоты смеяться. Да, эксперимент оказался неудачным. Но хоть попробовали что-то сделать с этой унылой обескрыленностью, попытались на нее замахнуться.

Однако что-то делать необходимо. Вот остался позади еще один сезон, сезон, от которого, как и от его предшественников, мы ждали капитальных перемен. Ждали и не дождались.

Не скажу, что он, этот сезон, был окрашен лишь в серые тона. Были яркие матчи, были у некоторых команд вспышки активности, проблески яркой игры. Интересно, что по срокам эти всплески совпали с окончанием первенства мира. Видимо, матчи с участием команд ФРГ, Голландии, Польши, которые наши игроки и тренеры внимательно смотрели по телевидению, послужили для них примером, разожгли честолюбие, заставили по-новому взглянуть на себя, на свои команды, на свою игру.

Как раз в ту пору сделало свой знаменитый рывок московское «Торпедо». Как раз тогда провел несколько отличных матчей московский «Спартак». Как раз тогда одержало свои наиболее убедительные победы киевское «Динамо».

Но постепенно все вошло в прежнее русло. Да в общем-то и не могло не войти. Одной старательности и желания играть на уровне лучших образцов мирового футбола мало. Их хватает для отдельных вспышек, но для того, чтобы играть так постоянно, нужна база - достаточная атлетическая и техническая подготовленность, нужен достаточный подбор квалифицированных исполнителей на все роли. И вот интересные игры чередуются у спартаковцев с явными провалами. И вот задолго до финиша сбавляет темп «Торпедо». Да и чемпион наш - киевское «Динамо», имеющее, кстати, единственное у нас, богатый выбор исполнителей, играло неровно, было готово на чужих полях довольствоваться ничьими.

Вроде бы стали появляться у нас одаренные и перспективные молодые игроки. Можно назвать, скажем, Павленко из московского «Динамо», Ана, Федорова и Хадзипанагиса из «Пахта-кора», еще несколько имен. Но и здесь о качественных сдвигах говорить рано. Мы ведь и год назад с удовлетворением говорили о перспективах Андриасяка, Гуцаева, Иштояна. Но за год никто из них не сделал заметного шага вперед.

И в этом замедленном прогрессе команд и футболистов, которые могли бы вырасти в мастеров международного класса, еще и еще раз проявляется этот застарелый наш недуг - готовность довольствоваться приличным существованием в домашних турнирах и уверенность, что такое существование и есть мерило благополучия игрока и команды.

А разве он, этот мещанский принцип «лучше мало, да мое», не есть обратная сторона любительского отношения к футболу, который давно уже из рядовой забавы превратился в большое общественное явление?

По месту, какое занимает футбол в нашей сегодняшней жизни, он стоит в одном ряду с крупнейшими отраслями зрелищной индустрии. И, как кино, театр, эстрада, требует профессионально поставленной рекламы. Может, на первый взгляд переход к разговору о рекламе пока жжется отклонением от темы. Нет. Я не об афишах и анонсах. Я о другом. Все о том же любительстве в подходе к делу. Наша реклама - страницы газет, журналов, отданные футболу, экранное время, отведенное ему телевидением. На количество времени и страниц сетовать грех. А вот качество...

Никто не брался - да и не мог - подсчитать, сколько тысяч людей привел в футбол покойный Вадим Синявский. Его репортажи затаив дыхание слушали прямо на улицах и площадях из черных репродукторов толпы, и сила его таланта доносила до слушателей красоту этой игры, ее внутреннее напряжение, ее динамику, ее смысл. Я понимаю: Синявским надо родиться. Но, сдается мне, его коллеги - нынешние говорящие и пишущие журналисты - и не стремятся быть пропагандистами футбола. В фокусе их внимания не сам футбол, а его бесконечные детали: «правая нога» или «левая нога», «прострелы» или «навесы», число игроков в обороне и нападении. А желания внести в свои репортажи чуточку поэзии нет.

А я верю: не уволена из футбола романтика. Вот-вот возвратится она на наши стадионы. И будут опять переполненные трибуны. И захватывающие матчи. И загорятся на футбольном небосклоне новые яркие звезды и целые созвездия. Все будет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

После выступления «Смены»

«За порогом ПТУ», «Смена» № 9, 1974