Веневитинов

Всеволод Сахаров| опубликовано в номере №1323, июль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бытие познается поэтом с помощью творческого слова. Именно здесь с наибольшей очевидностью показано, что романтизм был для Веневитинова и его друзей не только литературой, но и философией жизни.

Очевидно немецкое происхождение этой идеи. Шеллингова натурфилософия дала поэзии впечатляющую картину мира как вечного движения творимой жизни. Она же заговорила о глубинах человеческого духа и воли. Прекрасно сказал об этом в «Русских ночах» В. Ф. Одоевский: «В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в XV; он открыл человеку неизвестную часть его мира, о которой существовали только какие-то баснословные предания, – его душу!» Жуковский, переводивший поэзию Шеллинга, первый у нас понял значение этого великого открытия, и в его стихотворении «Невыразимое» (1819) предопределены пути философской лирики русского романтизма. Шедшие за ним любомудры штудировали уже самые тексты философических сочинений немецкого романтического мыслителя и почерпнули там многие темы своей поэзии. Веневитинов осознал важность идеи всеобщей связи явлений: «Если цель всякого познания, цель философии есть гармония между миром и человеком (между идеальным и реальным), то эта же гармония должна быть началом всего». Ему ясно, что эта капитальная идея лежит и в основе поэтического творчества.

Именно поэтому гармония между человеком и природой становится постепенно одной из главных тем поэзии Веневитинова и воздействует на общий ее характер. Веневитинов говорил, что саморазвитие природы совпадает с движением поэтического сознания: «Поэт, без сомнения, заимствует из природы форму искусства; ибо нет форм вне природы...» Романтический идеализм его поэзии – это идеализм объективный, уверенно ограничивший сферу лирического сознания и признавший суверенные права вечно обновляющегося мира природы. Лирическое сознание уже ощущает рядом с собой таинственную, иногда враждебную мощь вечной природы, древний хаос, шевелящийся под тонким покровом обыденного бытия, – тема, которую потом разовьет Тютчев.

Очевидно, что при этом радикально меняется место поэта в мире, его высокое предназначение. Для Веневитинова поэт уже не бурный байронический гений и не тихий элегический мечтатель. Его поэт – провидец, «создания свидетель», созерцатель природы и одновременно ее исследователь, творчески познающий законы бытия и стремящийся к воплощению невоплощенного, к «тайнам вечного творения». Характерны перемены в созданном Веневитиновым образе Байрона: великий бунтарь у него говорит об «обмане свободы» и так поясняет свое путешествие в восставшую Грецию:

Здесь думал я поднять таинственный покров

С чела таинственной природы.

Образ поэта у Веневитинова в постоянном движении, ибо творческое сознание ищет вдохновения «вчуже», то есть в окружающем его бытии:

Открой глаза на всю природу, –

Мне тайный голос отвечал, –

Но дай им выбор и свободу.

Твой час еще не наступал:

Теперь гонись за жизнью дивной

И каждый миг в ней воскрешай,

На каждый звук ее призывной –

Отзывной песнью отвечай!

Это не только «сын богов, любимец муз и вдохновенья», но и «истинный пророк», избранник природы, понимающий ее темные пророчества и облекающий мир в стройные звуки своей лиры:

Его богиня – простота,

И тихий гений размышленья

Ему поставил от рожденья

Печать молчанья на уста.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены