Великий поэт Украины

М Клевенский| опубликовано в номере №315, март 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ручними окрутить.

И осудят неправедних

Судом своiм правим».

Произведения Шевченко «Сон» (1844) и «Кавказ» (1845) - это потрясающей силы удары по русскому царизму. Поэт жестоко издевается над «помазанниками», желает им скорейшей гибели.

«О люди! люди небораки!

Нащо здалися вам цаpi?

Нащо здалися вам ncapi?

Ви ж таки люди, не собаки!» - говорит он в одном стихотворении 1860 года.

Ненависть Шевченко к русским самодержцам, естественно, распространялась и на тех, кто составлял опору царизма, - на придворную знать, бюрократию, военщину и попов. Лиц, составляющих ближайшее окружение царя, поэт называет немыми, подлыми рабами, лакеями пьяного капрала, одетыми в расшитые ливреи, и т. д.

Реакционная роль духовенства, оснащавшего именем бога все мероприятия власти, была совершенно ясна для Шевченко, и он часто говорит с омерзением о поповском лицемерии. Вот несколько его строк о всякого рода духовенстве - православном и ином:

«А маги, бонзи i жерцi

(Неначе нашi панотцi

В храмах, в пагодах годувались,

Мов кабани царям на сало

Та на ковбаси. I царi

Самi co6i побудували

Храни, кумирнi, олтарь

Раби HiMii' поклонялись». Улучшения крестьянской доли Шевченко ожидал только от крестьянской революции. В 1858 году, когда в либеральных кругах усиленно шли разговоры о начатом правительством, освобождении и многие возлагали на него большие надежды, Шевченко писал, что нужно всем миром острить топоры - вот тогда только и можно добиться воли. Пламенные призывы - крестьян - бедняков к революции, к кровавой расправе с помещиками и правительством пронизывают все его творчество. Шевченко призывает порабощенных крестьян восстать, разорвать цепи «И злодейской вражьей кровью. волю окропить» («Заповiт»). В дальнейшем он мечтал о братстве народов, сбросивших с себя цепи, о людском великом союзе, в котором нет ни богатых, ни бедных, а все равны.

Огненными словами говорит Шевченко о. невыносимой доле крестьян, о восстании и мести. Ничего подобного по силе и страстности нельзя указать в современной ему литературе. Конечно, наиболее революционные произведения Шевченко не могли появиться в царской России ни при жизни поэта, ни после его смерти. Легально печатавшийся «Кобзарь» был совершенно выхолощен, лишен своего пафоса и силы. Только после революции 1905 года «Кобзарь» впервые мог выйти в России полностью.

Страстный провозвестник беспощадной революции, Шевченко был в то же время и великим гуманистом, у него были неисчерпаемые запасы душевной мягкости. С безграничной нежностью говорит Шевченко о всех слабых и - беззащитных. Величайшее его сочувствие вызывают дети, сироты, обманутые девушки. Громадное место в поэзии Шевченко занимают переживания матери. Из русских поэтов в этом отношении с ним можно сопоставить только Некрасова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены