Поздним декабрьским вечером кто - то тихо постучал в окно квартиры луганского литейщика Пузанова. Павел Ильич Пузанов вскочил с постели, открыл дверь и замер от радостного изумления. Перед ним стоял, улыбаясь, Ворошилов.
- Володька!
- Да, как видишь, я. Жив и здоров. Вместо трех лет просидел только три недели. Решил, что хватит. Бежал.
Бежал Ворошилов из Архангельской губернии, куда был сослан в 1907 году, вскоре после V съезда партии. Во всех спорах на этом съезде Климент Ефремович твердо поддерживал Ленина.
Долго в эту ночь не гас свет в маленьком домике.
Ворошилов попал в Донецкий бассейн проездом. Центральный Комитет партии дал ему путевку в нефтяной Баку. Там вовсю работала большевистская организация - одна из сильнейших в стране, последовательно ленинская, завоевавшая огромное влияние среди рабочих. Бакинскими большевиками руководил товарищ Сталин. Вместе с ним работали замечательные революционеры: Степан Шаумян, Алеша Джапаридзе, Серго Орджоникидзе.
Приехав в Баку, Ворошилов ведет активную работу в партийной организации. Он становится членом Бакинского комитета, партийным организатором Биби - Эйбатекого района, секретарем профсоюза нефтяников. Под непосредственным руководством товарища Сталина Климент Ефремович проходит прекрасную школу большевизма. Он борется с меньшевиками, эсерами, дашнаками, пристально изучает сложный национальный переплет Закавказья, овладевает ленинско - сталинской национальной политикой.
Осенью 1908 года Ворошилов переезжает в Петербург. Жандармы нападают на его след. После отсидки в знаменитых «Крестах» он снова попадает в архангельскую ссылку.
В «медвежьем углу» - Холмогорах - Ворошилов не прерывает ни на час революционной борьбы.
Он собирает политических ссыльных, организует протест против кровавых репрессий в Вологодской и Зерентуйской каторжных тюрьмах, устраивает побеги товарищей. Его бросают в Архангельскую тюрьму. Он объявляет голодовку, сплачивает вокруг себя всех политических заключенных, не дает покоя тюремщикам.
За то, что Ворошилов в Архангельской губернии, как выражались жандармы, «вновь проявил свою революционную деятельность», срок его ссылки продлили еще на год.
Осенью 1912 года, отбыв ссылку, Климент Ефремович приезжает в Алчевск. На завод его не пускают. Пришлось стать заведующим пекарней рабочего кооператива.
Большевистские отряды, созданные Климом Ворошиловым в годы первой революции, сумели пронести свое знамя сквозь все ужасы столыпинской реакции. И теперь, когда снова начался революционный подъем, большевики уверенно повели рабочих в классовые бои. Под руководством Ворошилова вырастают подпольные кружки, широко распространяется ленинская «Правда», укрепляется большевистское влияние в профсоюзах, кооперативах, ссудо-сберегательных кассах.
Уже в октябре 1912 года Ворошилов снова оказался в тюрьме. В декабре его выпускают, в январе 1913 года опять арестовывают и в апреле высылают на крайний север, в глухой Чердьшский край.
В марте 1914 года Климент Ефремович возвращается в Донецкий бассейн. Полиция продолжает преследовать его обысками и угрозами. Ему приходится уехать в Царицын. Там он работает на орудийном заводе и руководит большевистской организацией.
В мае 1915 года Ворошилов переезжает в Петроград, на завод Сургайло. Снова революционная работа, и снова преследования жандармов.
Но страдный путь тюрем, ссылок, скитаний уже подходит к концу.
В феврале 1917 года народ сбросил царя.
В первых рядах революционного штурма шли солдаты лейб - гвардии Измайловского полка, распропагандированные большевиком с завода Сургайло Климом Ворошиловым. И его же, Ворошилова, измайловцы послали своим избранником в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.