Когда в 1861 году умер Тарас Григорьевич Шевченко, то А. И. Герцен в своем «Колоколе», выходившем заграницей, поместил следующую короткую заметку: «26 февраля (10 марта) угас в Петербурге малороссийский певец Т. Шевченко. Жаль, что бедный страдалец закрыл глаза так близко к обетованному освобождению. Кому было больше по нраву петь этот день, как не ему? Но хорошо и то, что утренняя заря этого дня занялась при его жизни и осветила последние дни его».
Герцен имел в виду тот факт, что Шевченко не дожил всего нескольких дней до так называемого освобождения крестьян (манифест Александра II был обнародован 5 марта по старому стилю).
Закономерно поставить вопрос: стал ли бы Шевченко действительно «петь день обетованного освобождения»? Герцен в этом ошибся. Освобождение крестьян в том виде, как оно было проведено царским правительством, конечно, не могло вызвать восторженного приветствия со стороны Шевченко: для этого нашлись другие поэты - из дворянского умеренно - либерального лагеря.
Творчество Шевченко, великого украинского национального поэта, было теснейшим образом связано с крестьянством, с его наиболее угнетенной частью - бедняцко - батрацкими низами. Шевченко прежде всего - гениальный выразитель революционного протеста этих масс, непоколебимый борец за свержение царизма и власти помещиков. Совершенно сознательно он принимал на себя роль поэтического истолкователя крестьянских чувств и стремлений. Когда в 1840 году вышел первым изданием его «Кобзарь» (собрание стихов), часть дворянской критики встретила книгу насмешками. Шевченко писал по этому поводу: «Называют меня энтузиастом, сиречь, дураком. Пусть я буду и мужицкий поэт, лишь бы только поэт, мне больше ничего и не нужно!»
Тяжелое положение украинского крепостного крестьянства Шевченко изображал в десятках стихотворений. Вот одна из картин крестьянского «рая»: «Он глянь: у тiм pai, що ти покидаем,
Латану свитину з калiки знiмают,
3 шкурою знiмают, - бо нiчим обуть
Княжит недорослих. А он розпинають
Вдову за подушне; а сина куют,
Единого сина, едину дитину,
Едину надiю! - в вiйско оддают!
Бо його, бач, троки! А онде пiд тиком
Опухла дитина - голоднее мре,
А маги пшеницю на панщинi жне».
Наймиты и наймички, батраки и батрачки - вот излюбленные герои Шевченко. Характерно, что и легендарная «богородица» Мария (в поэме «Мария») у него - батрачка, в конце концов она умирает с голоду под тыном в бурьяне.
Певец и заступник беднейшего крестьянства, кровно с ним связанный, Шевченко, однако, не разделял заблуждений и предрассудков отсталых его слоев. Среди части крестьян довольно долго держались какие - то надежды на царя: царь, мол, узнает нужду народа и выступит на его защиту, царь отдаст землю крестьянам. Ни в один период своей сознательной жизни Шевченко не питал и тени подобных иллюзий.
Он прекрасно понимал ту связь, которая существовала между самодержавной властью и дворянством, и питал к царям жестокую ненависть. Цари для него «поганые», он мечтал о том времени, когда
«Окуют царей неситих
В залiзнii нута
I ix, славних, оковами
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.