Куда идет наш волейбол?

Владимир Щагин| опубликовано в номере №794, июнь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот они передо мной, драгоценные реликвии - золотые медали чемпиона страны, Европы и мира, завоеванные в труднейшей спортивной борьбе. Каждая из них имеет свою неповторимую историю, каждая является как бы страничкой моей спортивной жизни...

Беру одну из медалей. На ней дата - 1947 год.

И в памяти сразу всплывает незабываемая картина решающего матча за первое место в чемпионате страны. Мы, столичные динамовцы, играли против волейболистов московского «Локомотива». Первые две партии сложились для нас неудачно. Железнодорожники повели (2: 0). В тот год чемпионы впервые награждались медалями, впервые встречи проводились из пяти партий, а не из трех, как прежде. И мы проигрывали.

В том же духе складывалась и третья партия. И вот, когда счет стал 14: 12, когда нашим соперникам достаточно было провести единственный удачный удар, чтобы завоевать победу, в этот самый момент случилось прямо - таки непостижимое... До сих пор перед моими глазами стоит этот удивительный самоотверженный бросок моего друга Алексея Якушева, взявшего, казалось бы, безнадежный мяч... Мы воспрянули духом и ценой невероятных усилий выиграли партию...

Четвертая партия - то же самое. Счет неумолимо увеличивался. И опять от победы железнодорожников отделял лишь один удачный удар. Опять мы оказались на волоске от проигрыша. Наступил мой черед выручить команду... Мы выиграли четвертую, а затем и пятую партию...

Кто хоть раз пережил такое, навсегда останется человеком, «отравленным» спортом. Эта любовь возникает в накале борьбы, который составляет главную прелесть спорта. Это понимает каждый спортсмен, начиная от третьеразрядника и кончая заслуженным мастером!

Особенно горячо я люблю волейбол. Многие при этом, вероятно, улыбнутся: мол, всяк кулик свое болото хвалит. Но ведь я был не только волейболистом. И в футбол и в баскетбол я играл в сильных командах мастеров. Однако волейбол всегда был особенно близок моему сердцу. Вероятно, поэтому здесь я добился и наибольших успехов. Поэтому и судьбы нашего волейбола волнуют меня больше всего.

А волноваться есть из - за чего!

Помнится, когда в 1949 году на первенстве мира мы победили со счетом 3: 1 сборную Чехословакии, лица всех наших волейболистов выглядели прямо - таки растерянными. Да, мы вновь оказались сильнее своих соперников! Однако к радостному чувству победы примешивался и горький осадок: ведь мы проиграли одну партию! В самом деле, репутация советской школы волейбола в те годы была такой, что проигрыш нами даже одной партии являлся подлинной спортивной сенсацией!

Что же случилось с нашим волейболом? Почему теперь в ответственных соревнованиях наша сборная не считает за большой грех проигрывать партию или встречу, а частенько довольствуется даже весьма скромным местом в турнирной таблице?

Конечно, есть немало старых спортсменов, которым их прошлые достижения рисуются в преувеличенно розовых тонах. Не уподобляюсь ли им и я? Думается, что нет. Я убежден, что за последние годы наш волейбол не только не шагнул вперед, но - увы! - даже попятился назад. Сразу же оговорюсь. Я не имею в виду массовый волейбол - он, безусловно, вырос. У нас стало немало во всех отношениях неплохих команд. Но ведь уровень развития любого вида спорта определяется не только наличием большого количества неплохих спортсменов, а прежде всего классом сильнейших. В волейболе основным критерием является сборная команда страны. А она явно сдала позиции. Не случайно нами в последнее время проиграны почти все крупнейшие международные турниры, и в первую очередь первенства мира и Европы. И тот факт, что многие зарубежные команды стали играть сильнее, никак не может служить для нас оправданием.

Снижение мастерства ведущих волейболистов, на мой взгляд, закономерно. Оно является печальным следствием неверной системы подготовки и выдвижения игроков в сильнейшие коллективы.

Сравним для примера команду, защищавшую честь советского волейбола десять лет назад, с нынешней сборной. Прежде всего бросается, в глаза универсализм прежних игроков. Они одинаково хорошо играли и в защите и в нападении, в совершенстве владели техникой, стремились действовать разнообразно, часто атаковали с первой передачи, что придавало наступательным операциям высокий темп и вносило в игру так необходимый элемент неожиданности. Хочется отметить и другое. Игроки моего поколения отлично владели такими приемами мяча, которые давали им возможность не просто «взять» удар, но и передать мяч партнеру точно, в нужном направлении. Наконец, не менее ценным качеством прежнего коллектива была стабильность его состава. Например, с Алексеем Якушевым мы непрерывно играли вместе 17 лет (!), с Константином Ревой - 13 лет и т. д.

А что представляет собой нынешняя сборная?

В ней совершенно очевидно увлечение высокорослыми нападающими, которые, однако, очень неумело принимают мяч и неуверенно действуют в защите. Стремление разыгрывать комбинации в три паса невольно ведет к замедлению темпа игры, дает возможность противнику разгадать направление атакующего удара. Плохо и то, что почти все ведущие игроки (за исключением, пожалуй, Нила Фасахова) не умеют бить левой рукой, что резко снижает комбинационные возможности команды.

Как правило, наши волейболисты предпочитают принимать мяч обеими руками снизу. При таком приеме очень трудно точно адресовать передачу партнеру. Сейчас вообще стало модным принимать мяч не осмысленно, а лишь касаться его, не давая опуститься на землю. И это, по - моему, снижает четкость игры и, я бы даже сказал, ее продуманность.

Кое - кто из читателей, конечно, может возразить: «Позвольте, но ведь и в команде московского «Динамо», руководителем которой вы являетесь, дела обстоят не лучше!» Что ж, это, к сожалению, верно. Динамовцам тоже свойственны многие пороки, о которых говорилось выше. Не пытаясь снять с себя ответственности, все же скажу, что в данном случае не все зависит от тренера. Причина кроется глубже - во всей системе подготовки молодых волейболистов. Ведь команды мастеров получают в какой - то мере «готовую продукцию» - сформировавшихся игроков. И исправить многое подчас бывает просто невозможно.

Вот почему мне хочется обратить внимание общественности на спортивные школы молодежи, где куются кадры будущих мастеров. Здесь и только здесь может быть решена важнейшая проблема воспитания настоящих высококлассных волейболистов.

Основные усилия необходимо направить на то, чтобы юные волейболисты стремились быть не только игроками атакующего стиля, но и владели всем разнообразнейшим арсеналом средств игры. Когда мы начнем воспитывать волейболистов, умеющих действовать разнообразно, комбинационно, коллективно, одинаково сильно и умело на любом месте площадки, тогда можно будет сказать: «Да, главная проблема советского волейбола решена нами успешно».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Твой досуг - твое богатство!

Обзор откликов читателей