В зоне действия

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1375, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что делает райком комсомола, чтобы его внештатные активисты не оказались случайными людьми в первичных организациях

Сосредоточить усилия на работе непосредственно в первичных организациях и комсомольских группах, повысить роль комсомольских собраний. Добиваться, чтобы каждый комсомолец добросовестно выполнял общественные поручения, активно участвовал в делах своей организации.

Из постановления ЦК КПСС «О дальнейшей улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи».

Говорят, у каждого человека есть «свое» время года. Для одного радость и наслаждение – белая зима со снежными вьюгами и двадцатиградусными морозами. Другому лишь золотая осень приносит вдохновение и покой. А кто-то только летом ощущает в себе неведомые силы. У Александра Резника тоже есть «свое» время года – весна! И тут можно вполне серьезно отметить некую закономерность, объясняющуюся не только и не столько особенностями пробуждения в эту пору природы, всего живого, а скорее теми переменами в жизни Александра, на которые оказались так щедры последние весны. Был он секретарем факультетского бюро, потом секретарем комитета комсомола института, сейчас – первый секретарь Ворошиловского райкома комсомола города Донецка. И так совпадало, что на каждую свою новую комсомольскую должность Саша обязательно приходил весной. Последний раз даже дату точную помнит: было это три года назад, 15 апреля. Не потому ли и работает он не просто увлеченно, но еще и какое-то тепло от него исходит к окружающим, словно заряжен он солнечным светом, которого в Донецке с избытком, и света этого ему нисколько не жалко для людей.

Он успешно окончил институт, мог остаться на кафедре, серьезно заниматься наукой, а ему неожиданно предложили перейти на комсомольскую работу. Поначалу Саша отнекивался, объяснял свои сомнения трудностями и спецификой комсомольской работы, которые он еще не до конца постиг, однако в горкоме ему дружелюбно, но твердо сказали:

– Ты не один такой, все с этого начинали. Мы в тебя верим.

Представление о масштабности новой работы он получил сразу же, как был избран первым секретарем Ворошиловского райкома комсомола. Район – центральный в Донецке. Комсомольская организация самая большая не только в городе, но и в области, почти 50 тысяч членов ВЛКСМ. Всего на учете в райкоме числится 256 первичных комсомольских организаций, из которых больше половины можно отнести к малочисленным. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание: райкому все-таки легче, когда у него много крупных организаций – они сами по себе на виду, актив там сильный, опытный, есть освобожденные секретари. И спрашивают с райкома прежде всего, конечно, за состояние дел именно в этих организациях. А в Ворошиловском районе все наоборот – малочисленных первичных большинство, именно к ним нужно особое внимание, чтобы на фоне более крупных они не оказались в тени.

Эта проблема сразу выделилась как важнейшая при определении стиля и форм работы райкома с первичными. Как ее решать, эту задачу, чтобы утвердилось правило: малая – не слабая? Да одним-единственным, тысячу раз проверенным и опробованным способом: руководить так, чтобы между райкомом и каждой первичной установились живые, устойчивые человеческие связи.

Но вылезает наружу другая проблема, да еще какая: штатных работников в райкоме – всего девять, а организаций – 256! Сопоставив эти две цифры, легко понять трудности, возникающие перед райкомом.

А теперь другое соотношение: 256 и 114. Не правда ли, оно уже далеко не столь разительное? А дело в том, что вторая цифра – это число членов и кандидатов в члены райкома, избранных на конференции три года назад. То есть тот самый внештатный актив, который может, если на него постоянно и умело опираться, облегчить райкому решение многих проблем.

– С первого дня совместной работы, – пояснял мне линию райкома Саша, – мы рассудили так: если все активисты будут привлечены нами к практической работе, то есть получат возможность проявить свои организаторские способности на конкретных поручениях, мы значительно приблизимся ко всем первичным. Члены райкома – наша главная опора, и мы стремимся к тому, чтобы эти люди не оставались «в резерве».

Вместе с Сашей мы листали длинный список членов райкома, перебирая одну фамилию за другой, и Саша по ходу дела давал короткую характеристику каждому активисту. Он называл своих ребят по имени и фамилии, а я записывал за ним: «Валя Вересока. Секретарь комитета комсомола школы № 9. Эмоциональная, всегда веселая девушка, особенно любящая работать с пионерским активом. Лена Ведведенко. Инженер по технике безопасности объединения «Донецкгаз». Берется за любое дело, которое ей поручаешь, но опыта комсомольской работы пока не хватает. Надо учить и учить, и тогда толк из нее будет. Саша Ененков. Этот давно на комсомольской работе. Умеет убеждать, хороший организатор, поэтому руководит лекторской группой райкома. Иван Кричфалуши. Уже второй созыв подряд избирается членом райкома. На наших глазах вырос до заместителя директора ГПТУ № 6, ему мы поручаем контроль и проверку деятельности секретарей, работающих в ПТУ. Таня Зубань. Комплектовщица в производственно-текстильном объединении. У нее все еще впереди – и опыт, и самостоятельность, и авторитет у комсомольцев».

– Игорь Русанов, – назвав эту фамилию, Саша даже весь засветился, повеселел. – Вот кто подойдет – и не для статьи, для целого очерка. Пишите: работает электромонтажником треста «Донбасспромэлектромонтаж», учится на пятом курсе вечернего отделения политехнического института, секретарь комсомольской организации треста и член бюро райкома комсомола. Парень мировой. Зажигательный, инициативный, настоящий лидер молодежи. Познакомитесь с ним и сразу поймете: если бы все исполняли свои общественные обязанности так, как Игорь, о многих проблемах, которые нас сегодня еще волнуют, можно было бы попросту забыть.

И вот знакомимся с Игорем Русановым.

Есть человеческие натуры, обладающие особым талантом – нравиться людям. Игорь Русанов как раз из таких. Молодой – всего-то 24 года, с крепкой фигурой, симпатичный, в глазах чистые искры, он уже успел отслужить в армии, где был инструктором по комсомольской работе учебного погранотряда. Немудрено, что, вернувшись в свой родной город и придя на прежнюю работу, Игорь был избран секретарем комсомольской организации треста. Комсомольцев у него немного – всего 38 человек, а вот дело, которым они заняты, большое и серьезное. Представьте: с десяток строительных объектов, расположенных в разных концах города, а то и области, которые по мере готовности надо начинять сложнейшим электрооборудованием.

Комсомольского секретаря в тресте знают все. Если разбудить Игоря ночью и сказать, что на таком-то объекте срочно нужны молодые руки – без них, ну, просто будет завал, – он, не тратя времени на расспросы и уточнения, встанет, обежит своих активистов и поднимет весь молодой народ на ноги. При этом не будет произносить зажигательных речей, взывая к совести и долгу, а просто объяснит ребятам задачу, организует фронт работ и первый возьмется за то, что труднее всего.

– Всех нас, только что избранных членов райкома, – вспоминает Игорь о своем первом общественном поручении, – распределили по трем комиссиям. Я попал в комиссию райкома по работе с несоюзной молодежью. Послали меня с проверкой в первичную организацию – областное управление газового хозяйства. Там было примерно 50 человек несоюзной молодежи. Стал знакомиться с положением дел. Поговорил с комсоргом Наташей Некрасовой, с комсомольцами, рассказал им о делах районной комсомолии, частью которой – пока совершенно пассивной и недееспособной, так и сказал им в глаза, – они являются. Потом вместе с Наташей, с членами бюро стали смотреть, кого из ребят можно рекомендовать в комсомол, а кого нет. Постепенно определил список ребят, с кем надо побеседовать.

– Представляю, сколько удивления было у них на лице: они же не привыкли, что к ним кто-то проявляет интерес...

– Для них даже слова «член райкома» звучали странно и незнакомо, но было видно, что им интересно, откуда это я их знаю... Ну, ничего. Когда первое смущение и заминка после знакомства прошли, я им сказал: «У нас в стране 42 миллиона комсомольцев. Если вы или кто-то из ваших друзей еще не вступили в комсомол, то это не значит, что наши комсомольские дела пойдут хуже. И комсомол в целом от этого не пострадает. Пострадаете только вы сами. Так почему же до сих пор не подаете заявление?» Таким примерно вопросом я и закончил свою «речь» перед ребятами.

– Знаете, – продолжал Игорь, – я удивился, насколько разные послышались ответы. Один говорит: «Не нужен мне комсомол, и без него проживу, только взносы платить». Другой мнется: «А мне никто не предложил вступать, потому что когда у нас в школе все подавали заявления, я болел». Третий еще более неожиданную фразу выдавил из себя: «Мне мама не разрешает». Представьте себе, так и сказал. Оказалось, в ПТУ, где он учился, была очень симпатичная девушка-комсорг, которая так рьяно взялась агитировать паренька, что мать забеспокоилась, как бы она ее сыночка не женила на себе, ну, и запретила тому даже думать о комсомоле. Смешно, конечно, но, поговорив вот так откровенно с ребятами, понял, кто из них чего стоит. Не сразу, конечно, а постепенно многих ребят приняли в комсомол, и мне, например, приятно, что они, встретив меня на улице или в райкоме, всегда с благодарностью вспоминают ту нашу беседу и считают, что именно с нее начались их комсомольские биографии.

Чем измерить, как оценить вот такую работу члена райкома комсомола? Непросто это сделать, потому что нет для этого пока единиц измерения. А если твоей работы вроде не видать, если она незаметна – в чем же тогда искать вдохновение? Когда мы говорили об этом с Сашей Резником, он высказал, на мой взгляд, интересную мысль:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Глоток солнца

Рассказы

Диагноз: фанат

В свете недавних событий – архивная статья «Смены»