В Жигулях

опубликовано в номере №615, январь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Знатный экскаваторщик Куйбышевгидростроя Борис Коваленко известен не только стахановской работой, но и своими рационализаторскими предложениями. Он сконструировал для экскаватора «Уралец», на котором работал, новый ковш, вмещающий четыре с половиной кубометра грунта вместо трёх. Это резко повысило производительность машины. Уральский завод тяжёлого машиностроения уже выпустил несколько таких ковшей.

Недавно бригадир комсомольско - молодёжного экскаватора Коваленко внёс ещё два предложения и в связи с этим был вызван в Москву. В беседе с корреспондентом журнала «Смена» Борис Коваленко рассказал:

- Внешний вид строительства быстро меняется. Ещё летом речная часть котлована под здание гидростанции была заполнена водой, и земснаряды, находившиеся за перемычкой, вынимали грунт со дна Волги. Сейчас они выведены из котлована, узкий проход в перемычке, проран, «замыт», как говорят строители, песком, и из отгороженного наглухо от реки пространства выкачана вода. Остаётся подровнять и подчистить её землеройными машинами, и можно укладывать бетон. В речной части котлована ведутся буровые работы. Для того, чтобы вода из нижних слоев грунта не попадала в котлован, он опоясывается цепью скважин, через которые по трубам вода откачивается в Волгу.

На глазах меняется и береговая часть котлована. Почти все экскаваторы уже работают ниже уровня воды, а на отдельных участках достигнута проектная глубина и начата укладка бетона. Напряжённой трудовой жизнью живёт стройка. Паровые копры забивают стальные балки - шпунты - в тело перемычки, чтобы она стала прочнее и могла выдержать любой натиск воды даже во время весеннего паводка. Для переброски стройматериалов с одного берега на другой сооружается подвесная канатная дорога. Монтажники собирают и устанавливают для неё стальные мачты - опоры. Строятся и уже построены бетонные заводы, подъездные пути, жилые дома, клубы.

Интересной, напряжённой жизнью живут возникшие на пустом месте вокруг строительства новые города и посёлки. Строители ощущают заботу всей страны. Не проходит дня, чтобы мы не увидали у себя на стройке какой - нибудь новинки отечественной техники, в первую очередь присланной нам.

Летом наша бригада работала на выемке грунта из подводящего канала; по этому каналу вода пойдёт из водохранилища к турбинам гидростанции. Сейчас нам поручено ответственное задание в котловане. Наш «Уралец» разбирает перемычку - насыпь, отделявшую речную часть котлована от береговой. Все члены бригады работают на совесть, оправдывают имя матроса Железняка, присвоенное экскаватору. Все мы стремимся побольше узнать из книг и учебников, не стесняемся учиться и друг у друга, не боимся суровой, но справедливой товарищеской критики своих недостатков. Иван Чеволдаев был моим помощником, в бригаде он вырос и стал экскаваторщиком, а теперь работает не хуже такого опытного машиниста, как Василий Сердюков. Постепенно становятся подлинными мастерами и другие помощники. Особым уважением в бригаде пользуется молодой электрик Стариков, в совершенстве изучивший энергетическое оборудование экскаватора - сердце машины.

Дружба, взаимопомощь и взаимная выручка помогают всей бригаде успешно работать. Каждая смена вынимает две - две тысячи двести кубометров вместо девятисот тридцати по норме. Все мои друзья постоянно озабочены тем, как бы ещё больше увеличить свою выработку. Сейчас приходится работать на сильно разжиженных грунтах, лежащих ниже уровня реки. Часто нас задерживает автотранспорт. Тяжёлые грузовики - самосвалы с трудом передвигаются по глинистой, грязной дороге забоя, буксуют, тормозят работу экскаватора. Да и самому экскаватору тяжело передвигаться по рыхлому, липкому грунту - приходится делать громоздкие бревенчатые настилы, чтобы огромная машина не вязла. Я думаю, что надо смонтировать от экскаватора к отвалам скребковые транспортёры, которые и будут уносить вынимаемый грунт. Такая организация работы не только позволит нам выжать из экскаватора всё, что он может дать, но и освободит для стройки те пятнадцать десятитонных самосвалов, которые нас обслуживают. А чтобы экскаватор не погружался в мягкий грунт, мне кажется, нужно оборудовать его подвижной гидравлической плитой, которую можно установить между гусеницами.

Тысячи юношей и девушек трудятся на великой сталинской стройке у берегов Волги. От их имени мне хочется передать читателям «Смены» комсомольский привет и заверить, что Куйбышевская ГЭС даст энергию в срок, указанный в директивах XIX съезда партии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о жизни и творчестве писателя Вениамина Каверина, о русском поэте с турецкими корнями, учителя и наставника членов царской фамилии, автора государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Василии Андреевиче Жуковском, об удивительно талантливом композиторе Серебряного века Александре Скрябине,  о том, как выживали в годы войны московский и ленинградский зоопарки, об уникальном человеке, легендарном летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане, окончание детектива Наталии Солдатовой «Канкан пожилой дамы» и многое другое.



Виджет Архива Смены