Калиновский, видимо, решил идти на снижение. Самолет резко кренит на «нос», пики гор стремительно вырастают, и вот мы уже снизились до пятисот метров. Летим в узком коридоре гор. Под нами - снежная лента ущелья, а справа и слева мелькают отвесны» стены скал.
Сигнал! Мы с Милоеановым быстро выкидываем мешки, и едва последний из них пропадает в отверстии люка, как машина снова идет ввысь. Лежа на полу и заглядывая в люк, я пытаюсь определить результаты попадания груза. Но на ярко освещенном снегу едва видны крохотные фигурки людей, вернее, их тени.
Позднее, в Тиране, мы узнали, что все мешки легли кучно в расположении городка и без потерь...
Вечером немного усталые едем с аэродрома в город. Нас сопровождает молодой албанец Пал Николла - синоптик ливанского аэропорта. Он с увлечением рассказывает нам, как за последние годы изменилась столица Албании. Еще два года назад в Тиране почти не работал водопровод Вода подавалась на два - три часа. Энергии маленькой электростанции не хватало даже на бытовые нужды. Улицы были плохо освещены, лампочки в домах горели вполнакала. Теперь на горном озере построена мощная гидроэлектростанция, полностью обеспечивающая светом и водой население и промышленность столицы.
Проезжаем целые кварталы новостроек. Перед нами открывается панорама расцветающих садов. На фоне темных гор ярко выделяются освещенные фасады вилл и дворцов, превращенных теперь в дома отдыха и санатории для трудящихся.
- Наша история! - говорит Пал Николла, указывая на ярко освещенные здания. - Это резиденция бывшего короля Зогу и его министров. Если бы сейчас у власти были они, нашим людям в горах пришлось бы плохо. Никто и не подумал бы о помощи...
Улыбаясь, он добавил:
- В народе ходит такая шутка: король вылетел из Албании, а «сел» в Египте... Недавно Зогу судили в Египте за какие - то махинации, - пояснил Николла игру слов.
В напряженной работе, в полетах незаметно прошла неделя. Вот уже пятнадцатый по счету вылет. Летим к Шкодеру - городу, расположенному высоко в горах, на берегу озера Скутари.
Накануне мы подробно ознакомились с характером местности. Шкодер расположен на дне «чаши», окаймленной зубчатыми стенами отвесных скал, вершины которых достигают двух с лишним тысяч метров высоты... Калиновский отмечает, что этот полет будет, пожалуй, одним из самых трудных. Будем сбрасывать мешки с высоты трех тысяч метров и без парашютов. Точность должна быть предельной.
Но выдержат ли мешки? Наш командир за годы Великой Отечественной войны накопил богатый опыт: в то время он летал во вражеский тыл, снабжал партизанские отряды. Правда, в партизанских районах самолеты, как правило, разгружались с высоты, не превышающей пятисот метров. Но Калиновский уверен, что задача будет выполнена успешно.
- Мешки с продуктами надо зашить в дополнительные, более просторные, - говорит он. - При ударе о землю ткань первого мешка, безусловно, разорвется, но второй останется цел.
Такое приспособление в свое время придумали белорусские партизаны. Их опыт нам теперь пригодился.
На этот раз с нами летит албанский кинооператор. Пока я помогаю ему закрепить съемочную аппаратуру, Тихонов, руководствуясь картой и, как мне всегда кажется, особым штурманским чутьем, выводит самолет точно на Шкодер.
На дне глубокой каменной «чаши» в ослепительном блеске снега едва видны кварталы улиц. Наземной связи с городом нет, и потому наш прилет для его жителей явился полной неожиданностью.
Делаем разворот, и один за другим вниз летят мешки с мукой и сахаром, а для самых маленьких жителей города - апельсины в специальной упаковке.
Мы работаем с таким увлечением, что кинооператор, глядя на нас, оставляет свой аппарат и начинает помогать...
За девятнадцать дней работы в Албании мы совершили 25 вылетов, сбросив 64 тысячи килограммов различных продуктов питания и медикаменты.
Связи с большинством горных районов нет, но народная молва, подобно выстрелу охотника, размноженному горным эхом, молниеносно разнесла по всей стране весть о самолете, который послан в Албанию советским народом.
Когда мы окончили нашу работу, нас пригласили в Государственную комиссию. На этом приеме нам рассказали, что за время нашего пребывания в Албании в Тирану приходили целые делегации трудящихся с просьбой прислать к ним в гости экипаж советского самолета, прилетевшего из дружественной Москвы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.