В начале мая этого года прогрессивная общественность мира отмечает пятидесятилетие со дня смерти Антонина Дворжака - одного из крупнейших чешских композиторов. Музыкальное наследие Дворжака, так же как и его старшего современника - Сметаны, является высшим достижением чешской классической музыки. Глубоко реалистическое творчество композитора связано с идеями национально - освободительного движения чешского народа и глубоко демократично по своему существу. Оно носит яркий национальный характер.
Развитию замечательного самобытного таланта Дворжака способствовали его связи с передовыми русскими музыкантами, особенно с Чайковским, которого чешский композитор знал лично.
В конце 1888 года в Праге состоялась премьера «Евгения Онегина», восторженно встреченная публикой. Дворжак писал Чайковскому: «... Это чудесное сочинение, полное теплого чувства и поэзии, разработанное до деталей, коротко сказать; это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть».
Важным событием в жизни Дворжака была его поездка в Россию. В 1890 году он приехал в Москву по приглашению Чайковского, бывшего тогда одним из директоров Русского музыкального общества. Москва встретила Дворжака приветливо. Многие газеты опубликовали статьи, посвященные жизни и творчеству чешского музыканта и его предстоящим выступлениям. В них подчеркивалось, что Дворжак давно известен русским слушателям, что его «Славянские танцы» пользуются в России огромной популярностью.
Первый авторский концерт чешского композитора, состоявшийся в Москве, был принят восторженно.
Второе выступление Дворжака, состоявшееся в Петербурге, прошло с не меньшим успехом.
Поездка в Россию показала чешскому композитору, как живо интересует передовую русскую общественность судьба его родины и развитие чешской национальной культуры. Выступления Дворжака в Москве и Петербурге, так же как и Чайковского в Праге, явились ценным вкладом в развитие русско - чешских культурных связей. Передовые музыкальные деятели России внимательно следили за дальнейшей творческой деятельностью Дворжака и радовались его успехам.
Смерть Дворжака вызвала большую скорбь не только в Чехии, но и в России. Балакирев писал видному деятелю чешской культуры Иозефу Коларжу: «Сегодня телеграф принес нам печальное известие о внезапной кончине Вашего знаменитого композитора Антонина Дворжака. Неожиданная утрата этого высоко одаренного славянского композитора несомненно вызовет как в Вашем отечестве и славянских странах, так и во всем музыкальном мире глубокую скорбь, к которой и я присоединяюсь всею душою».
Необычайно широкого развития достигли культурные связи между народами Чехословакии и Советского Союза в наши дни. Советский народ хорошо знает, любит и высоко ценит музыку великого чешского композитора Антонина Дворжака.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.