В школах Соединенных Штатов начерно обрабатывается основная болванка «честного перед богом стопроцентного американца». В дальнейших «стадиях, производства», при помощи прессы, церкви, радио, кино и т. п. «болванка» обтесывается, шабруется, шлифуется, - доводится до окончательной степени патриотического глянца и «аллилуйной» лакировки.
Образование в Америке резко дифференцировано: отдельные школы для рабочих, отдельные школы для буржуазии. «Отпрыски благородного рода» просвещаются в дорого стоящих частных «храмах науки». Дети рабочих принуждены довольствоваться напитками грамоты в бесплатных государственных школах «первой ступени». Для «низших рас» существуют специальные школы- «тех же щей пожиже влей».
На получение полного курса образования нужно не меньше 17 - 18 лет. Это чересчур много для жителей «страны общей спешки». Роскошь столь длительного образования могут себе позволить только дети обеспеченных родителей. «Всех прочих» утренние будильники гонят на работу, начиная с самого раннего возраста. Одолели четыре правила арифметики, и хватит.
Школы Америки разделяются на начальные (7 - 8 лет учения), высшие (3 - 4 года), колледжи (3 - 4 года) и университеты (3 - 4 года). Точной «спецификации» школ нет. Некоторые колледжи дают высшее образование. Большинство колледжей - вышесреднее: больше, чем европейская гимназия, меньше, чем европейские университеты. Разницы в «общей установке» между частными и государственными учебными заведениями нет никакой.
Рецепт идеологического «фарша», которым американская школа начиняет мозги учащихся, весьма несложен:
практицизм+патриотизм+религия.
Американские школы заслуженно славятся своим «практическим уклоном». Все то, что «нужно для жизни», преподается самыми эффективными методами. Полная увязка с бытом и с производством.
Школа вооружает американскую молодежь техническими знаниями, создает хороших инженеров и техников узкой специальности. Одним «техницизмом» школа не ограничивается. После начинки практическим «фаршем» в головах молодежи еще остается пустое место. Школа заполняет эту пустоту плотно утрамбованным тяжеловесным балластом средневековой схоластики. Точные технические знания дополняются никчемным идеалистическим вздором. По мнению руководителей американской школы, мертвый груз, окаменевших «идеологических древностей» придает устойчивость юным американским гражданам, выпускаемым в плаванье по «житейскому морю», устраняет качанья и колебания. Ни о каких социальных проблемах не нужно думать - все «проклятые вопросы» уже разрешены библией - можно без помехи «заниматься своим собственным делом». «... Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь».
Образование, не имеющее непосредственного практического применения, образование, служащее только для расширения кругозора, - американская буржуазия совершенно не ценит. Наоборот - «презирает».
Многоученый «проф» (американское жаргонное сокращение от слова профессор), преподающий дисциплины, не имеющие практического применения, - является предметом язвительных насмешек. Всех поднявшихся хотя бы на одну ступень выше стандартного умственного уровня американские «Бэббиты» пренебрежительно называют «хайброу» («высоколобыми»):
- Они хотят знать больше господа бога, «Боссы» (хозяева) с неохотой принимают на службу «колледжменов» (молодежь, окончившую общеобразовательные колледжи):
- Нам нужны деловые люди, а не «мешки жеванного ветра».
Ко всякому знанию, не входящему в общеупотребительный «фарш», «боссы» относятся с величайшим подозрением:
- А вдруг там таится красная опасность.
Выведший Америку на мировое посмешище знаменитый дайтонский «обезьяний процесс» - не случайность, не исключение. Антидарвинизм - широко распространенное в Соединенных Штатах «течение общественной мысли». За время с 1921 по 1929 год в законодательные учреждения разных штатов Америки было внесено сорок «антиэволюционных» биллей. Часть из них застряла в комиссиях, часть получила законную силу. В некоторых штатах преподавание в школах теории эволюции официально запрещено. В остальных эта теория находится под запретом «общественного мнения».
Пуритане всех мастей, забыв взаимные склоки и конкуренцию перед лицом общего врага, неистово вопят на всю Америку:
«Дарвинизм - главная опасность, грозящая Соединенным Штатам. Если человек произошел от обезьяны, значит он может свободно красть, грабить и убивать. Профессора, преподающие богопротивную теорию эволюции, гораздо опаснее, чем бандиты и самогонщики».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.