В пользу молодых

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1419, июль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Возможности переезда молодых людей в город ограничиваются еще и тем, что они не могут получить дома городские профессии. Не только вузы и техникумы, но и почти все ПТУ расположены в городах. Поэтому у подавляющего большинства молодых женщин нет профессиональной подготовки. Родители обычно не могут допустить, чтобы их дочь училась в городском ПТУ, живя в общежитии. Как бы мы ни относились к этим социально-психологическим особенностям сельских жителей Средней Азии, с ними нельзя не считаться.

Интересно, что сельские девушки оценивают городские условия жизни значительно выше, чем юноши. В частности, они больше, чем мужчины, хотят жить в многоэтажных домах. Объяснение этому социологи видят в том, что в современном доме со всеми удобствами много легче вести домашнее хозяйство, которым в Средней Азии практически занимается только женщина.

Однако отсутствие городской специальности крайне затрудняет переезд в город. Жизнь наша устроена так, что молодой городской семье необходимы заработки обоих супругов. В городах Средней Азии доля неработающих женщин очень велика. Отсутствие второго заработка ставит городскую семью в худшее положение по сравнению с сельской, где можно многое получить в своем саду и огороде.

Для переезда в город, как нетрудно убедиться, очень нужна городская профессия. Но как ее получить? Выход, на мой взгляд, в том, что профтехучилища надо размещать непосредственно в кишлаках. Замечу, что среднеазиатский кишлак не среднерусская деревня. Часто в нем проживает пять — десять и более тысяч жителей. Знаю кишлак Костакоз неподалеку от Ленинабада, в котором десять средних школ, и в каждой из них — более тысячи учащихся. Кроме того, в Средней Азии много очень плотных сельских агломераций — скоплений кишлаков, что позволяет при надобности учиться не в своем, а в соседнем селении.

Пока профессионально-техническое образование в среднеазиатском селе развито чрезвычайно слабо. Да не только в сельской местности — и в городах оно развито незначительно. Большинство рабочих получают профессиональную подготовку непосредственно на предприятиях (курсовое, бригадное и индивидуальное обучение), поэтому профессиональный уровень работников относительно низок.

Городские профтехучилища часто трудно укомплектовать, особенно по «женским» профессиям. Так, скажем, при Душанбинском производственном объединении хлопчатобумажной промышленности существуют два ПТУ, в которых постоянный и большой недобор учащихся. В ПТУ-28 при плане 300 человек обучается всего 120, причем лишь две трети девушек готовятся по специальностям, нужным объединению. А вот небольшие филиалы этого объединения, расположенные в сельской местности, не знают недостатка в желающих обучаться и работать. Зато на головном предприятии (я посещаю его время от времени уже двадцать лет) всегда не хватает около тысячи рабочих. И это притом, что множество девушек фабрика ежедневно доставляют на работу своими автобусами из окружающих сельских районов перенаселенной Гиссарской долины. Замечу еще, что подавляющее большинство работников этого мощного объединения не местных национальностей. Очень много ткачих, прядильщиц из Центральной России, Поволжья. Западной и даже Восточной Сибири — отовсюду, где есть родственные предприятия. А Душанбинское объединение все шлет и шлет своих вербовщиков в дальние края...

Почему же не идут на это предприятие местные женщины? В основном из-за трехсменной работы. В Средней Азии считается, что не дело работать женщинам по ночам. И это правильно.

А вот в городе Ура-Тюбе под Ленинабадом никаких проблем с рабочей силой на большой фабрике верхнего трикотажа нет.

Как-то, пройдя по цехам этой фабрики, я был просто поражен: работают сплошь молоденькие узбечки и таджички. Почему? Да потому, что здесь двухсменная, а не трехсменная работа и смены начинаются и заканчиваются в удобное дли работниц время. А почему сплошь такие юные? Мало мест в детских учреждениях. Выйдут замуж, заведут детей — приходится уходить. А желающих работать на фабрике больше чем нужно. И местное руководство давно и настойчиво предлагает построить здесь другую такую же фабрику или расширить существующую.

При громадном избытке трудовых ресурсов в Средней Азии очень не хватает квалифицированных рабочих. Но ведь это всего лишь проблема обучения. В 1984 году профессионально-технические училища Таджикистана выпустили 22,8 тысячи рабочих (чуть больше, чем ПТУ Латвии — 21,9 тысячи). Но сравним цифры с числом родившихся в республиках за 18 лет до того. В 1966 году в Латвии родилось 31,9 тысячи детей, а в Таджикистане — 91,8. Профтехобразование получили, следовательно, 69 процентов от числа рожденных в Латвии и только 25 процентов — в Таджикистане.

Разумеется, слабое развитие профтехобразования можно в некоторой степени компенсировать посылкой молодежи в ПТУ других республик, что Таджикистан в последнее время и делает. Какие это дает результаты?

В 1983 году сотрудники Таджикской Академии наук изучили первые результаты подготовки молодежи в ПТУ Горьковской и Ярославской областей, провели конкретное социологическое обследование. Были опрошены все оставшиеся здесь после окончания училища. Приведу некоторые данные по Ярославской области.

Только у 13 процентов опрошенных родители одобрили решение поехать учиться в Россию, а у 62 процентов были категорически против. Перед окончанием ПТУ многие желавшие остаться работать на базовых предприятиях вновь советовались с родителями. Половина родителей требовала возвращения, другие предоставили детям возможность решать самим.

В момент опроса 61 человек из ста считал, что правильно поступил, приехав учиться в российское ПТУ, а 13 процентов жалели, что не послушались советов родителей.

Мотивы решения остаться на базовом предприятии располагаются в таком порядке: содержательная, интересная работа; возможность дальнейшего профессионального роста; хорошая организация труда; общественная значимость такого решения; желание поступить в вуз или техникум; лучше освоить полученную специальность; высокий уровень заработной платы; создание семьи.

Авторы исследования пришли к выводу, что уровень профессиональной подготовки в ПТУ России выше, чем в Таджикистане, что у выпускников быстрее повышаются разряды, что для народного хозяйства республики желательно возвращение выпускников не сразу после окончания ПТУ, а через полтора-два года работы на базовом предприятии, когда рабочий становится действительно квалифицированным. Несмотря на ряд трудностей и сложностей, вызванных главным образом плохой общеобразовательной подготовкой и недостаточным знанием русского языка, авторы приходят к такому итоговому выводу:

«Не вызывает никаких сомнений эффективность и необходимость дальнейшего развития такой формы подготовки кадров как одного из средств повышения территориальной и социальной мобильности молодежи Таджикистана, перераспределения трудовых ресурсов и укомплектования высококвалифицированными кадрами отраслей народного хозяйства республики».

Вместе с тем главной задачей остается подготовка рабочих кадров в самой республике, причем нужно всемерное приближение ПТУ к местам проживания возможных учащихся.

Суммируем кратко основные меры, которые необходимо, на наш взгляд, принимать для повышения миграционной подвижности сельской молодежи Средней Азии:

— резкое повышение уровня общеобразовательной подготовки, особенно по математике, физике, русскому языку;

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Черные следы

Нацистские военные преступники в Латинской Америке... Что привело их туда? Чем они занимались и занимаются? Кое с кем из вчерашних нацистов довелось встретиться автору этих очерков

Условия игры

Футбольная школа «Смена»

Курить или жить?

Чума XX века