В Норвежском университете

М Соколов| опубликовано в номере №715, март 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

В последние годы заметно расширились связи советских и норвежских студентов. В Московском университете занимались химик Хокон Хупе, экономист Ян Серк - Хансен и юрист Торкил Опсал.

В свою очередь, в 1954 и 1955 годах в Норвегии были советские студенты Р. Леонтьев и В. Бабкин. В прошлом году целый семестр провели в университете Осло географ Марк Соколов и филолог Рэд Хохлов - посланцы Московского и Ленинградского университетов. Они побывали во многих городах Норвегии, встречались со студентами и учеными, рыбаками и крестьянами, художниками и писателями.

Редакция обратилась с просьбой к аспиранту Марку Соколову поделиться с читателями «Смены» своими впечатлениями о пребывании в Норвегии.

... Мы прибыли в Осло. Прямо с аэродрома нас повезли в студенческий ресторан. Здесь за кружкой пива и состоялось наше первое знакомство с норвежскими студентами. Провозглашались тосты за дружбу, за мир, за расширение культурного обмена между нашими странами. Было высказано немало теплых пожеланий.

Вместе с другими студентами - иностранцами мы поселились в «Студентбюен» - студенческом городке, раскинувшемся на окраине норвежской столицы. Мне предоставили комнату. Кровать - диван, кресло, письменный стол, столик для журналов, торшер, полка для книг, шкаф, вделанный в стену, составляли ее обстановку. Все очень удобно, просто, хорошо. Пять таких комнат образуют студенческую квартиру с общей кухней, душем и. умывальником.

В нижних этажах общежития находятся гостиные с традиционными каминами. Здесь студенты встречаются для дружеских бесед и всевозможных дискуссий.

Однако мест в этом новом студенческом городке еще далеко не достаточно, и несколько сот студентов живут в старом общежитии по два - три человека в комнате, а также в бараках, построенных в годы войны.

Летом «Студентбюен» превращается в отель для зарубежных туристов, доходы от которого поступают на содержание студенческих столовых, медицинское обслуживание, пополнение библиотеки. Студенты во время летних каникул работают в отеле в качестве официантов, портье, горничных и прачек. Если все должности уже заняты, молодые люди нанимаются в другие отели, служат гидами в туристских бюро или стюардами на пароходах. Ничего не поделаешь: в Норвегии большинство студентов не получает стипендии.

Посещение лекций и семинарских занятий, продолжительность которых не превышает четырех часов в день, в университете свободное. Заранее установленных сроков сдачи экзаменов нет. Профессор принимает их, когда студент посчитает себя хорошо подготовленным. И отчасти поэтому, а также по причине того, что студенты не освобождаются от военной службы, которая отрывает их на полтора года от занятий, полный университетский курс занимает целых семь лет. Свободное посещение лекций дает возможность многим студентам совмещать учебу с работой.

Правила поступления в университет тоже значительно отличаются от наших. Юноши и девушки подают заявления, вносят вступительный взнос в кассу университета и записываются в члены местного студенческого союза. Вступительных экзаменов на гуманитарные факультеты держать не нужно, но на естественных факультетах в том случае, если количество поданных заявлений больше, чем имеется мест в учебных лабораториях, объявляется конкурс аттестатов.

В университете Осло молодежь получает разносторонние знания. Большую роль в этом играют дискуссии, которые проводятся обычно в студенческом клубе. Перед студентами выступают видные политические и общественные деятели, ученые, писатели, художники, музыканты.

Аспирантуры в нашем понимании в Норвегии не существует. По окончании полного университетского курса выпускники могут продолжить свои занятия и получить степень магистра. На это, в зависимости от материальных возможностей, наличия свободного времени и способностей, уходит до пяти лет. Небольшая часть особо талантливых аспирантов обеспечивается стипендией.

Многие вопросы волновали меня, когда я переступил порог Норвежского университета. Кто будет моим научным руководителем, с чего начинать занятия, как лучше организовать их? Однако все сомнения скоро рассеялись. Уже на следующий день после приезда нас пожелал видеть ректор университета профессор Фреде Кастберг. Он подробно расспросил меня о диссертации. Затем я был представлен директору географического института в Осло профессору Фритьофу Исаксену, который, узнав, что я интересуюсь вопросами размещения производительных сил различных стран, вызвался быть моим научным руководителем. Он оказал мне большое содействие в получении материалов в Государственном статистическом бюро и в Норвежском промышленном союзе.

Позднее профессор Исаксен возглавил экскурсию по наиболее интересным в экономико - географическом отношении районам юго - востока Норвегии и примыкающим к ним западным районам Швеции. Мне было любезно предложено принять в ней участие. В результате я собрал ценный материал о развитии промышленности в Скандинавии, о гидроэнергетическом хозяйстве ее. Все это было особенно интересно еще и потому, что Норвегия по производству электроэнергии на душу населения стоит на первом месте в мире, далеко опередив Канаду и США. Благоприятные природные условия и большой опыт норвежских инженеров позволяют сооружать мощные гидроэлектростанции, широко внедрять автоматическое управление и добиваться исключительно низкой стоимости электроэнергии - в среднем не более полутора копеек за киловатт - час.

Мой руководитель предложил мне совершить и самостоятельную поездку - в горную провинцию Телемарк. Я посетил районы нового гидроэнергетического строительства и электрохимические заводы концерна «Норшк Гидро».

Учебным планом университета предусмотрено, чтобы каждый студент в течение семестра прочитал на семинарских занятиях доклад. Мой доклад на тему «Развитие и размещение гидроэнергетики в Советском Союзе» был выслушан, как мне кажется, с большим вниманием.

Но, пожалуй, наиболее яркие впечатления у нас остались от встреч с молодежью. В тот семестр в Осло находились студенты многих стран. Часто проводились английские, немецкие, американские, французские вечера. В канун 1 Мая был устроен «русский вечер». Он привлек более двухсот юношей и девушек. Гостям на вечере были показаны документальные фильмы «Московский университет» и «Путешествие по Волге». Много мыслей вызвали эти кинокартины.

- И я учился у академика Несмеянова! - воскликнул в беседе со мной Хокон Хупе. Юноша вспоминал о времени, проведенном в МГУ, рассказывал о сердечности и радушии русских товарищей.

Гостей на этом вечере интересовало все: как у нас организован учебный процесс, какая футбольная команда выиграла кубок, как осуществляется материальное обеспечение студентов, как они проводят свой досуг. Многим казалось невероятным, что советские студенты получают по окончании учебы назначение на работу, что стипендию у нас выплачивают даже в каникулярное время. Встреча прошла живо, интересно. А в заключение спели «Катюшу» и «Стеньку Разина».

Норвежцы приглашали нас к себе домой, на собрания различных общественных организаций, и мы смогли воочию увидеть, что люди здесь очень интересуются тем, как у нас претворяются в жизнь решения XX съезда Коммунистической партии. Мы были свидетелями огромного успеха фильма - балета «Ромео и Джульетта», пьес Чехова и Горького, музыки Чайковского и Шостаковича, популярности произведений Л. Толстого и Ф. Достоевского. В то же время вам приходилось слышать и такое: «Говорят, у вас на улицах сибирских городов медведи бродят»; или: «Ваши молодые люди должны иметь на женитьбу разрешение комсомольского бюро?»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены