По степному пыльному Калачу, по широкой его магистрали, застроенной новыми невысокими домами, ходят молодые люди в форменных фуражках и кителях.
- Речники прибыли! - многозначительно сообщают друг другу калачёвские девушки и чаще обычного ходят к Дону, к высоким и курчавым его берегам, которые привлекают всех новоприбывших.
Хорошо за Доном под вечер! Переправившись через реку на рыбацкой лодке, можно забраться на крутой склон, с которого виден весь городок, канал и ближнее к Калачу Карповское водохранилище. Хорошо после знойного дня дышать здесь свежестью реки, высоких трав и ландышами, которые всегда пахнут холодом... Хорошо!... Да только перед пуском канала речникам некогда ходить на эти заманчивые берега. Как рачительные хозяева, инженеры - гидротехники, гидрологи и связисты - принимают от строителей большое и сложное хозяйство. Может, ещё потому эксплуатационники подчёркнуто строги, что совсем недавно получили они в свои руки дипломы инженеров и первую путёвку в трудовую жизнь. И так как труд их начинался на первенце сталинских новостроек, требовалось вступить на трудовую стезю чётко, уверенно, как говорится, в полной форме.
Но как ни строги приёмщики, строители Волго-Дона остаются спокойными. То, что сдаётся ими эксплуатационникам, сделано на совесть: красиво, добротно.
Две эти особенности были отмечены молодыми инженерами прежде всего. И хотя на Волго-Дон съезжались выпускники многих институтов страны, 'мнение о качестве тех или иных объектов оставалось у всех неизменным: такие сооружения служат человечеству веками. Работа на эксплуатации Волго-Дона обещала быть интересной, увлекательной, особенно для начинающих инженеров. А «начинающих» в Управлении Волго-Донского судоходного пути - подавляющее большинство. Особенно большая группа молодых специалистов прибыла на Волго-Дон из Ленинградского института инженеров речного транспорта.
По правде сказать, когда ехали в Сталинград, многие из них сомневались, найдётся ли всем нужная работа по специальности. Однако сомнения эти жили недолго. Как только пассажирский автобус «Сталинград - Калач» вышел на трассу канала, стала развёртываться вся панорама грандиозного гидросооружения. Все, кто ехал в автобусе, могли видеть в окно знаменитую «Чапурниковскую лестницу»,
состоящую из девяти постепенно возвышающихся шлюзов, мощные насосные станции, пристани и причалы. От Красноармеиска, который находится в восемнадцати километраже южнее Сталинграда и где Волга входит в русло канала, до самого Калача на Дону стоят в степи тринадцать шлюзов, тринадцать пропускных ворот, поднимающихся к Водоразделу и опускающихся с него, как гигантские водные ступени. Для того, чтобы пропустить через эти шлюзы суда, соблюсти очерёдность их следования и правильное заполнение камер, нужны начальники шлюзов, начальники шлюзовых вахт, диспетчеры, механики, электрики и инженеры-гидротехники. 'Водораздел - это возвышенность между Волгой и Доном. На склоне, тяготеющем к Волге, расположены девять шлюзов - девять ступеней; на донском склоне стоят четыре шлюза.
Молодые инженеры-речники знали, что Водораздел- это самый трудный участок пути на трассе Волго-Донского канала. Только мощные насосные станции могут заставить донскую воду подняться на высоту сорока четырёх метров. И не только подняться, но провести за собою многотоннажные грузовые и пассажирские пароходы, богатые караваны с углём и хлебом. На трассе Волго-Дона пройдут четыре транспортных линии: Москва - Ростов, Сталинград - Ростов, Сталинград - Калач, Сталинград - Варваровское водохранилище.
Достигнув Водораздела, суда должны спуститься с этой высоты до уровня Волги, то есть на восемьдесят восемь метров. И опять здесь на помощь придут шлюзы - эти водные ступени с массивными пропускными воротами. Да, для управления этой сложной, автоматизированной водной системой, рождённой в волго-донских степях, требовались инженеры, много инженеров!
В Управлении Волго-Донского судоходного пути молодых ленинградцев встретили очень приветливо. Институт этот дал стране немало замечательных кадров. Теперь он послал на Волго-Дон новый отряд хорошо подготовленных специалистов. В числе прибывших было шесть судомехаников л сорок пять инженеров-гидротехников. И если первые в ожидании аулов ещё имели время оглядеться и, может, даже побывать на высоких донских берегах, где совершали свои прогулки калачёвские девчата, то инженеры-гидротехники сразу окунулись в кипучую предпусковую деятельность. Шла приёмка шлюзов, насосных станций, пристаней, водохранилищ и просто отдельных участков канала. При Управлении организовался даже специальный отдел - Отдел исследований, куда входит несколько групп. Это очень важный и ответственный отдел. И всё же руководство Управления, ознакомившись с личными делами прибывших молодых специалистов, не побоялось назначить в этот отдел ряд выпускников Ленинградского института. Так, Алексей Ильин получил должность старшего инженера группы фильтрации, Игоря Матюшичева назначили старшим инженером диспетчерской группы, Тамаре Маньковой поручили ответственную работу в гидрологической группе.
Но работать в Управлении, особенно в Отделе исследований, вовсе не значит сидеть за канцелярским столом и заниматься скучными бумагами. Те, кто работает в гидрологической группе или в группе деформации, всё время находятся на трассе канала. Особенно часто видят на Карповском и Варваровском водохранилищах смуглую изящную девушку, одетую в форму командира речного транспорта. Это старший инженер-гидротехник Тамара Манькова. Она следит за водным режимом наполняющихся водохранилищ и самого канала. Вода ещё недостаточно улеглась в своём новом ложе, недостаточно освоилась с грунтом. Значит, возможна фильтрация, то есть «нерабочий», излишний расход воды. Будет расход воды в на испарение. А когда: откроется движение судов, наблюдение за режимом воды (в связи с заполнением шлюзовых камер) станет самым существенным моментам.
Часто можно видеть на трассе канала и высокого, неторопливого, как многие северяне, Алексея Ильина. Он осматривает устройства для наблюдений пьезометром - установкой для измерения горизонтов фильтрации воды из водохранилищ через дамбы и плотины.
Здесь, на берегу степных озёр, происходят интересные знакомства. Совсем недавно, например, появилась на берегу Карповского водохранилища статная, с выразительными серыми глазами девушка. Это инженер-геолог Тамара Амелина. Она окончила Московский геологоразведочный институт имени Орджоникидзе и теперь исследует поведение грунтов, на которых возведены основные гидросооружения Волю-Дона. У Тамары весёлый, общительный характер. Она любит и хорошо поработать и хорошо отдохнуть.
- Надо, девушки, раздобыть где-нибудь моторку, - говорит она своим подругам по комнате. - И вообще надо как-нибудь организоваться. Такое лето идёт! Столько воды кругом!
Надо полагать, что таких инициативных характеров среди молодых эксплуатационников немало. Потому что неспроста известный среди ленинградского студенчества физкультурник Игорь Матюшичев вот уже целую неделю напоминает Тамаре Маньковой, что пора хлопотать о спортивных яхтах.
- Ты секретарь комитета, - значит, должна и об отдыхе нашем побеспокоиться. Неужели не ясно, что самый лучший вид спорта - это яхты?
- По-моему, ты лыжник, - отшучивается Тамара. - Даже разряд имеешь. Стоит ли менять квалификацию?
- Пойду к министру, - решает Игорь. - Вчера его здесь видел. Вот приду и скажу: «Товарищ министр речного флота, на Волго-Доне полно молодёжи - дайте нам яхты...»
- Ты ещё чаек запросишь!
- Чаек вполне достаточно. И как только они узнали, что здесь море?..
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.