Иногда Тамаре кажется, что учёба ещё не кончилась, что просто весь их курс выехал на преддипломную практику. Но вот кто-то из пожилых инженеров Управления окликнул Игоря: «Пойдёмте посоветуемся насчёт графика движения», - и девушка сразу вспоминает, что ей тоже нужно решить один важный эксплуатационный вопрос. Да только ли эксплуатационный? Обязанности секретаря комитета ВЛКСМ заставляют её подумать и о предложении Игоря Матюшичева и о том, что комсомольцы эксплуатационного управления должны ответить не менее полезными делами на вызов молодых эксплуатационников Чапурниковского района, которые решили помочь строителям Волго-Дона в озеленении посёлка и набережных канала. Кроме того они собственными силами разбили в Чапурниках плодовый сад на площади в один гектар. Почему бы не сделать это и в Калаче? Этот степной город тоже должен быть зелёным, как и подобает быть городу-порту в преобразованной степи.
Выпускники Ленинградского института инженеров речного транспорта успели сдружиться с молодыми инженерами, прибывшими сюда по окончании других институтов. Но всё же их группа самая большая, самая спаянная в сплочённом коллективе эксплуатационников.
В диспетчерской, где тесно от приборов связи, сидит старший инженер речного транспорта Игорь Матюшичев.
В этом подтянутом, сосредоточенном молодом человеке едва ли узнаешь того задорного, пожалуй, чуточку сердитого любителя яхт, который только что спорил с Тамарой Манькавой; разве только пышная копна тёмных волос, низко склонённая сейчас над графиком движения судов, выдаёт энергичный темперамент молодого инженера. Небольшие зоркие глаза юноши внимательно изучают судоходную карту Волго-Донского пути. Этот новый путь, общим протяжением в 540 километров, пролёг от Сталинграда до Ростова. Из Донбасса на Волгу пойдут суда, гружённые углем, рудой; Кубань я Ставрополье пошлют караваны с золотой пшеницей. Не останется в долгу и Волга. Она одарит Донбасс лесом, нефтью, снабдит Приазовье и Нижний Дон машинами и тракторами уральских и приволжских заводов. Первый же год эксплуатации Волго-Донского судоходного пути позволит увеличить грузооборот Донского речного бассейна в пять - шесть раз по сравнению с 1951 годом.
Игорь Матюшичев ещё и ещё раз штудирует график и инструкцию по движению судов. Здесь, на канале Волго-Дон, не должно быть никакой заминки. Пропускная способность шлюзовых камер планируется с точностью до одной минуты. Звонок. Игорь снимает трубку и тут же начинает приветливо улыбаться:
- Здравствуй, здравствуй, начальник шлюза! Ну, как с водой? Достаточно? Смотри, пойдут большие «воза»...
Ленинградец комсомолец Куликов назначен начальником шлюза № 10. Впрочем, из тринадцати шлюзов только на одном начальником работает «пожилой» - тридцатилетний - человек.
Темнеет... Синеватой вечерней дымкой заволокло высокие придонские горы. Над степью в тёплой синеве замерцали южные крупные звёзды. Утихли чайки над Карповским водохранилищем. По сонной глади озера где-то навстречу красным огонькам бакенов плывёт буксирный катер, за ним на тросах тянется караван барж. А над водой звенит молодая песня.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.