В музее Ленина

Л Владимиров| опубликовано в номере №282, июнь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вы переходите из зала в зал... Деятельность Ильича в годы реакции, в годы нового подъема революционного движения, в годы империалистической войны проходит перед вашими глазами.

Мы не будем в этом кратком очерке перечислять все то, что можно увидеть в Музее. Здесь должен побывать каждый юноша, каждая девушка. В седьмом зале посетители подолгу простаивают перед огромными стеклянными витринами с книгами, которые прочел Владимир Ильич, когда работал над своим трудом «Империализм, как высшая стадия капитализма». Здесь можно насчитать свыше 400 томов. Одни лишь выписки Ильича из этих книг составили несколько «Ленинских сборников». Перед нами как бы раскрывается лаборатория великого ума. Необыкновенное трудолюбие Ленива; его гениальное проникновение в самую суть исследуемого явления показаны в этих витринах с предельной убедительностью.

Все новые и новые документы привлекают наше внимание. Ленин из - за границы руководит революционным движением в России. Вот фотокопии тезисов, написанных Лениным для думской большевистской фракции. Рядом - стенограммы выступлений депутатов - большевиков Государственной думы, сделанных по этим ленинским тезисам.

В неслыханно тяжелых условиях приходилось партии вести в то время свою работу.

Мы рассматриваем тюремные фотографии Сталина, Молотова, Куйбышева, Орджоникидзе, Калинина, читаем жандармские материалы, из которых видно, как жандармерия принимала меры к тому, чтобы не допустить побега из ссылки товарищей Сталина, Свердлова и Спандарьяна. Этот побег организовывал Ленин. С захватывающим интересом читаем мы письма Ленина к Сталину и Сталина к Ленину.

Эти залы Музея - великолепная школа большевистского мужества, героизма и твердости духа.

1917 год. Ему посвящены два блестящих зала Музея. Посетитель как бы дышит здесь воздухом великой революционной бури. Здесь много картин, скульптур, рисунков...

С особым вниманием просматриваются витрины, где показана борьба Ленина с предателями Зиновьевым и Каменевым. Нельзя без волнения читать знаменитые ленинские письма к членам партии и в Центральный комитет, в которых Ленин разоблачает штрейкбрехерство Зиновьева и Каменева и требует исключения этих Предателей из партии.

Так же, как и всегда, как и на всех этапах истории партии, рука об руку с Лениным выступал и боролся товарищ Сталин, великий ученик и сподвижник Владимира Ильича. Мы видим много знаменательных документов, написанных совместно Лениным и Сталиным.

С особым волнением останавливаешься около экспонатов, иллюстрирующих пребывание Владимира Ильича, в подполье близ станции Разлив. Здесь собраны подлинные вещи, которыми пользовался Ильич, живя в шалаше: чайник, котелок, пила, коса, грабли, весла и пр.

Следующие комнаты Музея (десятый и одиннадцатый залы) посвящены великой, немеркнущей эпопее гражданской войны и первых лет советского строительства. Здесь трудно что - либо особо выделить: здесь каждый экспонат приковывает к себе внимание и волнует...

Вот экспонаты, передающие подробности злодейского покушения эсерки Каплан на Ленина. Картина: Ленин выступает на заводе Михельсона. Воззвание, подписанное Свердловым. Листовка МК партии, передающая пламенный гнев трудящихся в связи с гнусным злодеянием. «Не страх и смущение, а ненависть и гнев» - так озаглавлена эта листовка. Здесь же вещественные доказательства покушения: револьвер, четыре стреляных гильзы, пуля, вынутая из тела Ленина, простреленное и заштопанное рукой Надежды Константиновны пальто Ильича. Сжимается острой болью сердце, когда видишь эту реликвию. Нет и никогда не будет пощады врагам революции, посмевшим посягнуть на нашего Ильича!

Последние годы Ленина. Его рабочий кабинет, в точности воспроизведенный в Музее. Специальная комната, изумительно ярко показывающая стиль каждодневной работы Ильича.

Вот как об этой комнате и других залах Музея рассказывает группа комсомольцев (с завода Шарикоподшипник), побывавшая здесь:

«Впечатление от многих экспонатов, документов - это суровая требовательность Ленина к себе и необычайная чуткость к окружающим его. Вот выговор управляющему Делами Совнаркома за то, что он повысил Ленину жалованье с 500 до 800 рублей. Выговор, подписанный рукой Ленина. И тут же, рядом, очень трогательная записочка с просьбой не будить Сталина, а попросить его позвонить по телефону, когда он встанет. Или другая записочка с просьбой передать одной из сотрудниц, что она может уходить в отдельные дни пораньше с работы. Записочка объясняется тем, что эта сотрудница далеко жила.

Прочитав эти документы, наш комсомольский организатор тов. Даламанов записал, в своем блокноте: «Культурно и чутко относиться к людям, обращаться с людьми по - ленински...»

Другой товарищ из нашей группы увидел записочку Ленина в Румянцевскую библиотеку с просьбой выдать несколько книг или разрешить почитать эти книги хотя бы в течение одной ночи. И товарищ этот записал у себя в блокноте: «А я задержал 8 библиотечных книг. Нужно воспитывать в себе ленинскую аккуратность».

В двенадцатом зале все мы долго записывали, как Ленин организовывал свой день. Там наглядно показан день 31 января 1921 года. Что нас особенно поразило, - это весь день буквально расписан по минутам. И как - то особенно хочется усвоить эти черты Ленина: организованность, целеустремленность.

Болезнь. Записка Владимира Ильича Сталину. Она оканчивается словами: «Я кончил теперь ликвидацию своих дел и могу уезжать спокойно...» Пребывание в Горках. Величайшая тревога страны за здоровье и жизнь, вождя, запечатленная в тысячах писем и телеграмм приходивших в Горки со всех концов страны.

И, наконец, тягостный, не забываемый для всех живущих и будущих поколений день - день смерти Ильича.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены