Самарканд по праву считается городом - музеем, городом изумительных архитектурных памятников, древних легенд и преданий. Здесь высятся могучие, обвитые цветастыми квадратами мозаики минареты Регистана, поднимаются ступеньками купола мечети Шах - и - Зинда, всеми красками радуги переливается недавно реставрированная усыпальница грозного Тимура.
Человек, впервые попавший в Самарканд, часами не может оторваться от бессмертной красоты, созданной неведомыми зодчими и ваятелями. Опьяненный живым дыханием седой старины, он, пожалуй, не сразу обратит внимание на серое, ничем особенным не примечательное здание Узбекского государственного университета имени Алишера Навои.
- А иногда его умышленно не хотят замечать, - сказал нам ректор университета, член - корреспондент Узбекской Академии наук, профессор Кадыр Закирович Закиров. - Одному высокопоставленному заморскому туристу предложили заглянуть к нам в гости, но он отказался. Походил только около исторических памятников, отведал плова, а после, говорят, написал, что Узбекистан - и сейчас забитая, отсталая окраина, чуть ли не колония. Но мы не обижаемся. Есть пословица: «Слепому и в полдень солнце не светит».
... Студенты, которые пришли сегодня на очередную консультацию к своему ректору, конечно, не помнят тех времен, когда простым крестьянам, живущим в глухих кишлаках, даже не верилось, что их дети могут стать учеными (фото 1). До революции в Узбекистане никаких учебных - заведений, кроме духовных школ, где с утра до ночи зубрили коран, не было, а самым образованным человеком считался мулла.
Ректор Узбекского университета прошел обычный путь комсомольца первых лет Советской власти. Сначала рабфак, потом биологический факультет. Когда Закиров был на третьем курсе, русский ученый Николай Алексеевич Меркулович заметил выдающиеся способности студента и поручил ему читать первокурсникам лекции по ботанике.
В 193.7 году Кадыр Закирович защитил кандидатскую диссертацию, а в 1951 году за работу «Флора и фауна бассейна реки Зеравшан» ему была присуждена ученая степень доктора.
- Докторскую диссертацию я защищал в Ленинграде, - рассказывает Закиров. - Один оппонент прочел ее и удивился: «Тут ведь две темы: флора и фауна. Напрасно объединили». Я ему ответил, что главная задача моей работы одна: практически помочь земледельцам и животноводам. А им все равно, сколько в ней будет научных тем...
Сейчас в Самаркандском университете на стационарном отделении учатся три тысячи триста студентов и три тысячи шестьсот занимаются заочно.
Что касается старины, то коренные самаркандцы любят ее не меньше приезжих и туристов. Экскурсии по городу вместе с кандидатом исторических наук Иваном Ивановичем Умняковым - праздник для студентов (фото 2). О каждом уголке Самарканда, о каждом камне Иван Иванович может рассказать увлекательную повесть. А, кстати, эта повесть весьма пригодится на экзаменах...
Фаина Икрамовна Икрамова окончила среднюю школу № 8, а несколько лет спустя, пройдя университетский курс, вернулась сюда уже директором. Школа эта одна из лучших в Самарканде, первая по политехнизации. Здесь недавно построена учебная мастерская. Там мы и застали Фаину Икрамовну (фото 3).
Восьмикласснику Толибу Озилову раньше никогда не доводилось стоять за токарным станком. Но директор школы и преподаватель практикума Иван Алексеевич Жук уверены, что со временем Толиб получит пятерку и по этому предмету.
Самаркандский университет окончил и нынешний председатель горисполкома, депутат Верховного Совета Узбекской ССР Сафар Саттарович Хамдамов. Мы встретили Сафара Саттаровича на одной из строек (фото 4).
Вместе с начальником строительства Михаилом Андриановичем Ребенко председатель горисполкома обходил строительный участок.
- Открою вам секрет, - с улыбкой сказал Хамдамов. - Недавно меня покритиковали за невнимание к этой стройке. Критиковали правильно, но что поделаешь: хозяйство большое, не сразу везде поспеешь...
Городское хозяйство действительно не маленькое. Как и всякий советский город, Самарканд строится, растет, реконструируется. Несколько лет назад здесь не было ни одной асфальтированной улицы, а теперь асфальтом залито около ста сорока тысяч квадратных метров мостовых. Скоро будут пущены первые троллейбусы, которые заменят медлительный, грохочущий трамвай.
«Женщина Узбекистана после революции» - так называлась дипломная работа выпускницы исторического факультета Самаркандского университета Шаркии Кабиловой.
Если этой темой снова заинтересуется кто - нибудь из студентов - выпускников, то он наверняка приведет в качестве примера жизнь самой Кабиловой.
... Колхоз имени Карла Маркса теперь передовой в Самаркандском районе. Его годовой доход исчисляется суммой в три с лишним миллиона рублей. А ведь пять лет назад председателю колхоза Шаркии Кабиловой приходилось занимать в долг у других колхозов сено для скота. Много ночей не спала она, думая, как наладить расшатанное хозяйство.
А вот теперь к Кабиловой приехал председатель соседнего колхоза Салом Иргашев; он просит помочь семенами риса (фото 5).
- И не стыдно обращаться за помощью к женщине? - шутит она.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть о привлючениях капитана Дементьева (Окончание. См. «Смену» №№ 17, 18, 19, 20, 21)