В Карпатах

Александр Сабов| опубликовано в номере №1047, январь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Мне показалось совсем не случайным, что четверо молодых художников, создав своеобразную артель, еще не признанные, неизвестные и даже не оплачиваемые, первым делом облюбовали здание, углом выходившее на окна... родильного дома. Ныне это вам покажут как достопримечательность Ужгорода: в каком еще городе такое увидишь? Художники сделали огромное панно: солнце, воспитательница, рассыпчатый, как ртуть, смешной и неуклюжий народец. Это детский сад... Правда, сам живописец — Медвецкий — не очень высоко оценивает свою работу: «Она была первая». Но зато с нее все началось.

Потом молодые художники взялись за... автобусные «музеи». Вот автопавильон в селе Розовка. Во всю стену: молодая гуцульская семья идет на работу. Сколько достоинства о мужчине и женщине, в горделивом повороте голов, даже в том, как они несут мотыги на плечах! Художников предупреждали: это вам не музеи — здесь ваши панно заплюют, автографами испишут... Пророчество не сбылось.

Меньше всего Медвецкий желает работать для музеев. Молодежные кафе, рестораны, клубы, дома культуры, загсы — вот его излюбленные мастерские. Мы сидели с художником в кафе «Ужгород» перед его панно с тем же названием. Он рассказывал мне о технике сграффито: это резьба по сырой штукатурке, альфреско... На панно был, несомненно, Ужгород, я узнавал его, с узкими людными улочками, готическими соборами, спокойно-торопливый, чуть лукавый...

У них теперь полным-полно заказов. Сграффитовые фрески, негативные и цветные, превосходно украшают улицы. Известковое молочко, выступающее при высыхании штукатурки, покрывает рисунок надежной устойчивой пленкой — не страшны дожди, ветры, мороз и солнце,

Впрочем, только ли в технике дело? Скорее в том, что сюжеты художники черпают из жизни родного края. В том, что картины их утверждают добро, славят труд. Наконец, в том, что они понятны людям, которым предназначены. О них, своих земляках, и рассказывают художники — о виноградарях, стеклодувах, солекопах, лесниках и лесорубах, пастухах и охотниках...

Ландшафтная архитектура сейчас приживается во всех городах Закарпатья. И вряд ли это процесс случайный. Одновременно с ним в колхозных селах интенсивно возрождаются народные промыслы, сувенирное производство. Самый популярный магазин в городе — сувенирный. Вышивки, резьба по дереву, плетенки, стекло, сотни остроумных и веселых поделок.

В них все то же брызжущее красками Закарпатье, древнее и молодое, трудолюбивое и песенное, с его природой, историей, легендами, фантазиями, со всеми его рукотворными чудесами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рабочий — пахарю

Рассказ о рождении новой машины, о трудовых поисках и свершениях молодых рабочих ХТЗ в преддверии съезда партии