Не я первый и, вероятно, не я последний пишу о том, что современный подросток более развит, чем подросток, скажем, дореволюционных лет. Обогнал он по развитию также и своего ровесника времен гражданской войны. И это не случайно — к услугам нашего подростка кино, телевизор, радио, масса библиотек, всеобщее десятилетнее образование. Он стал как бы «взрослее» своих лет, так сказать, вышел из канонов и правил, по которым ему было уготовано жить старой педагогикой. Изменились времена — изменилась молодежь. Все логично и бесспорно. Однако педагоги, воспитатели, родители не всегда хорошо себе представляют, как к этому «новому» подростку примениться. С одной стороны, физически, да и умственно, он действительно развивается скорее, чем в других поколениях. С другой стороны, он долго не становится взрослым. Ученые утверждают, что только в 25 — 27 лет нынешнего молодого человека можно назвать зрелым гражданином, способным самостоятельно строить жизнь. А что, как не самостоятельность является мерой взрослости? Вот и получается, что наш подросток двулик — он одновременно и рано и поздно развивается. Ясно, что он ставит перед взрослыми трудные педагогические задачи. А взрослые не всегда умело их решают. Мне, педагогу, кажется, например, грубейшей ошибкой распространенная тенденция думать и решать за наших инфантильных детей. В семье эта тенденция проявляется прямо: родители ограждают детей от ответственных решений. В школах, профтехучилищах, в комсомольских организациях она проявляется иначе. Например, в том, что молодого рабочего, учащегося ПТУ, школьника, стремятся как можно шире охватить различными мероприятиями, до предела занять увлечениями. Мне думается, что это идет от ложной боязни оставить подростка наедине с самим собой: чего доброго, свяжется с плохой компанией. Рассуждающие подобным образом воспитатели встречают новобранцев длинным планом культпоходов, составленным без их участия. А подростку это нравится, он не протестует против покровительства и постепенно привыкает потреблять неумеренную заботу. Она же делает человека беспомощным и отнюдь не готовит к каким-либо жизненным испытаниям. Чтобы не быть неверно понятым, я сформулирую свое кредо по этому вопросу: подростка следует окружать заботой, одновременно строго спрашивая с него, чтобы он чувствовал ответственность за каждый свой шаг. И тот же план культурных мероприятий ребята должны составлять сами, исходя из собственных увлечений. Дело воспитателя при этом — умело направлять их интересы.
Хочется остановить внимание читателя на этом слове — «ответственность». Именно с нее начинается самостоятельный, полезный член общества. Так как же воспитывать такого человека? Среди множества ответов на этот вопрос, имеющих равное право на существование, есть и такой: научить подростка заниматься самовоспитанием.
Известно, как много внимания уделял самовоспитанию В. И. Ленин. А. И. Ульянова вспоминает: «Володя был с детства вспыльчив... Сначала подражая старшему брату, Володя потом сознательно стал бороться с этим недостатком и в более зрелые годы мы совсем — или почти совсем — не замечали в нем вспыльчивости. Такую же борьбу с собой и работу над собой мы видим в нем и в отношении развития в себе трудоспособности». И в своей речи на III съезде комсомола Владимир Ильич призывал молодежь к усиленной работе над собой.
Примеры великих людей показывают нам, какой силы характера может достичь человек, если он упорно работает над собой.
Самовоспитание может выступать в форме эстетического, физического, волевого, нравственного. Человек сам в зависимости от своих планов, своего характера, а также исходя из поставленной перед собой цели, выбирает направление, что ли. Мы поведем разговор о самовоспитании воли, ибо безволие, отсутствие целеустремленности, неумение доводить начатое дело до конца, а также держать себя в руках едва ли не самый распространенный недостаток среди юношей и девушек.
Некоторые ребята считают, что воля и мужество нам нужны только для свершения героических дел и подвигов. Это неверно. И мужественный характер человеку нужен в повседневной жизни: и дома и на работе. Известно, что себя порой победить куда труднее, чем иного грозного противника. Недаром древние говорили, что самый коварный наш враг сидит в нас самих. В жизни каждого человека — и особенно в молодости — случаются такие поединки с самим собой. И если не устоять, поддаться соблазну — можно загубить свою жизнь.
Меня часто спрашивали воспитанники, может ли человек, имеющий слабый характер, переделать его? Может! Это подтверждено тысячами примеров. Однако не все в это верят. Некоторые считают, что уж если героями не рождаются, то, чтобы стать таковым, необходимы исключительные обстоятельства. Сколько раз я слышал от ребят: «В войну бы и мы, может, были героями». Рассуждающие так делятся на две категории. Одни отказываются от мысли воспитать в себе волю, — раз, мол, не война и не революция, все равно героем не станешь. Вторые пытаются создать себе исключительные обстоятельства искусственно: мужество проверяют на трамвайных подножках, на карнизах высоких домов, а волю, как писал мне один ученик из Ростова, «путем закладывания пальца в дверную щель и зажимания его до адской боли». Я знаю, что один студент Ростовского пединститута пять дней морил себя голодом, чтобы убедиться, есть ли у него воля. Все эти глупые забавы и ложная самопроверка ничего общего не имеют с настоящей закалкой воли и мужества. Истинно волевой человек тем и отличается от упрямца, от фанатика, что его воля направлена на разумное и полезное дело. Незачем придумывать варварские истязания — жизнь на каждом шагу проверяет нашу волю и характер. Надо только умело пользоваться этим, знать правила самовоспитания и помнить, что нельзя в один день или за несколько дней стать мужественным и волевым. Для этого требуется долгая и последовательная тренировка воли, работа над собой.
Начинать воспитывать волю, конечно, лучше с мелочей, с небольших заданий. Нельзя сразу ставить перед собой слишком сложные задачи, так как неокрепший характер и воля могут дать осечку, и наступит разочарование, выбивающее из колеи на долгое время. Вообще, приступая к работе над своим характером, надо запастись терпением, подготовить себя к возможным поражениям. И главное — не вешать нос, если что-то вначале не получается.
Итак, с чего начинать? Попробуйте с установления личного режима, и вы увидите, что не так просто выполнить дела, самому себе запланированные. Это на бумаге все гладко: и борьба с собой не страшна, и отказать себе в удовольствиях — одно наслаждение. Но как только приступаешь к осуществлению задуманного, тут же появляются совсем иные желания.
Характерная черта безвольных людей — умение находить любые предлоги для отсрочки намеченных дел «на завтра». Причем такой человек никогда и не признается себе в том, что обманывает себя. Он всегда винит обстоятельства.
Есть много способов побеждать себя в период «борьбы мотивов», как называют это состояние психологи. Известно, что Лев Толстой писал себе в такие минуты обидные и порой даже оскорбительные письма, сурово осуждал себя в дневнике. Он всегда советовал: «В таких случаях необходимо разоблачать самого себя».
Вот строки из его юношеского дневника:
«Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для окружающих... непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой».
Можно только позавидовать, с какой суровой жестокостью умел критиковать себя великий писатель. Таким беспощадным к себе он был всю жизнь.
Вообще к самонаказанию и, как говорил Чехов, «к разоблачению собственной персоны» прибегали многие великие люди. Суворов, например, «за невыполнение намеченных собою дел» приказывал себя сажать на гауптвахту. А великий французский писатель Гюстав Флобер «за мелкие самоуступки» лишал себя приятных и любимых им вечерних прогулок.
Итак, не прощать себе ни малейшей ошибки, научиться «командовать собой».
Легко написать эти требования, но по опыту своему и своих воспитанников знаю, что выполнять их трудно. Но, поверьте, игра стоит свеч. Вчитайтесь в книги о героях нашего времени — все они прошли через это. Моего воспитанника Володю Савельева убедила в этом книга Гагарина «Дорога в космос». Он рассказывал мне не раз, что готов был бросить к чертям все это самовоспитание, но всякий раз его останавливала книга, ставшая для него тем, чем была для других «Как закалялась сталь».
Есть немало людей с односторонне развитой волей — на работе, в спорте они проявляют поразительную выдержку, но оказываются совершенно беспомощными перед собой, когда напряжение рабочего дня или, скажем, соревнований спадает.
Отмечу еще одно требование самовоспитания: устанавливая себе личный режим, его надо сделать поначалу не очень жестким, посильным.
Таковы в самых общих чертах принципы «начального самовоспитания». Теперь, естественно, возникает вопрос: как привести подростка к мысли о необходимости самовоспитания, как без нажима и назойливой агитации заставить его работать над собой? Это едва ли не самый трудный вопрос для педагога.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Первый секретарь ЦК КП Белоруссии, кандидат в члены политбюро ЦК КПСС П. И. Машеров отвечает на вопросы «Смены»