Когда в просмотровом зале погас свет, Ирина отчетливо услышала стук своего сердца. Она поглядела по сторонам. Нет, кажется, ее волнения никто не заметил. На экране зачернели слова: «Накануне», проба актеров, Елена - И. Милопольская.
И вот бегут кадры. Подперев руками голову, сидит девушка. Бледное лицо, крепко сжатый рот. Русые волосы низко спускаются на тонкую шею. Серые глаза смотрят беспокойно. Она начинает говорить. Голос тих и неровен.
«Неужели это я?» Жгучее тепло заливает Иринины щеки. Какой беспомощной она кажется сама себе! Разве так нужно читать этот монолог? Девушка уже готовилась услышать приговор режиссера. Но он сказал: «Понравилось, будем пробовать дальше...»
Это было неожиданностью. Впрочем, не большей, чем само приглашение ей, студентке 2 - го курса 1 - го Московского медицинского института, принять участие в кинопробах на студии «Мосфильм».
Ирина Милопольская никогда не думала о профессии актрисы. Она готовилась к очередному экзамену в институте, когда ее встретила на улице Горького ассистент режиссера Евгения Рыбанец.
Киностудия «Мосфильм» совместно с болгарской студией «Софияфильм» начинала подготовку к съемкам советско - болгарского
художественного фильма «Накануне» по одноименному роману И. С. Тургенева. К созданию картины были привлечены виднейшие мастера советского кино и болгарские киноработники. Сценарий написали народный артист СССР В. Петров и болгарский писатель О. Василев. Исполнить роли в фильме пригласили народных артистов СССР О. Н. Андровскую, Б. Н. Ливанова, М. М. Яншина. И только на роль главной героини Елены Стаховой долго не могли подыскать исполнительницы.
Ирина Милопольская поразила встретившую ее Е. Рыбанец удивительным внешним соответствием облику тургеневской Елены. Даже возраст их совпадал. Елене было двадцать, Ирине шел двадцатый год.
Но сможет ли студентка мединститута, ни разу в жизни не выходившая даже на школьную сцену, воссоздать на экране психологически сложный образ героини тургеневского романа? Потянулись дни напряженной работы. С каждой новой репетицией В. Петров проникался все большей верой в актерские возможности Милопольской: отсутствие профессиональной техники полностью искупалось непосредственностью, тонкой впечатлительностью и несомненным природным дарованием.
В эти дни девушка подверглась серьезному испытанию. Кое - кто уже начал советовать ей оставить медицинский институт и поступить в театральный вуз. Но она не захотела расстаться со своей мечтой быть врачом. Это не помешало Милопольской на год стать актрисой. Нелегко было, покинув близкий студенческий мир - аудитории, библиотеки, клинику, - привыкать к новому делу. Раньше Ирина думала, что для актера самое важное - вдохновение. Теперь она узнала, что, кроме него, нужно много трудиться.
Ирина вновь и вновь вчитывалась в строки тургеневского романа. Ее по - настоящему волновал образ русской девушки, беззаветно полюбившей болгарина Инсарова, борца за освобождение своего народа. Но как донести это творческое волнение до зрителя? Ведь у Милопольской не было не только актерского, но и обыкновенного жизненного опыта - незаменимого помощника артиста в его работе над ролью. Ей помогали советом старшие товарищи, режиссер В. Петров. В соответствии со своим творческим замыслом он подсказывал молодой актрисе, как решить ту или иную сцену. Порой режиссер не давал Ирине никаких заданий, а предлагал: «Делай так, как подсказывают тебе твои двадцать лет». И часто он оставался доволен ее решением.
В кино один и тот же кадр снимается обыкновенно несколько раз, делается, как говорят кинематографисты, несколько «дублей». Исполнение актера должно удовлетворить режиссера, оператора, звукооператора. В каждый «дубль» актер, как правило, привносит что - то новое. И всегда ему кажется, что следующий он смог бы сыграть еще лучше. Не раз так случалось и с Ириной. Все сходились на том, что сцена получилась неплохо, а она с мольбой в голосе просила: «Пожалуйста, еще дубль...»
И, кто знает, быть может, это самые лучшие кадры Милопольской в картине...
Кинофильм «Накануне» выходит на экраны. Год напряженной работы позади. Все это время Ирина Милопольская ощущала дружеское участие многих советских людей. Она получала письма от воинов Советской Армии, студентов, врачей. Последних, конечно, особенно интересовало, вернется ли Ирина в медицинский институт. Им будет приятно узнать, что девушка снова надела белый халат. «Профессия врача - самая благородная на земле, и я постараюсь быть достойной ее», - говорит Ирина.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.